Сворованные барельефы, 100-летняя грязь и даже следы от кровавых перестрелок, всё это внимательный пешеход может увидеть на главной туристической улице Самары — Куйбышева. Правда, когда постоянно куда-то спешишь, заметить эти удивительные исторические отметины на городе становится сложно. Именно поэтому мы и решили выдохнуть и прогуляться часок по центру вместе с исследователем Петром Якубсоном. Рассказываем, какие тайны скрывает улица Куйбышева и где на них посмотреть.
Поземный ход под памятником
Наше путешествие по улице Куйбышева мы начинаем с площади Революции и уже известного многим факта — раньше на ней стоял другой памятник. Явная тому подсказка — соотношение размеров. Постамент огромный, а Ленин маленький.
— Это потому, что Ильич к постаменту не привязан. Он вообще типовой. Его в 1927 году 7 ноября установили, после покупки скульптора Манизера, который понял тенденцию, что нужно срочно наделать кучу Лениных. И да, это такой у него, можно сказать, бизнес был, — рассказывает Петр.
И это не все секреты памятника. Еще одна подсказка находится у подножия — из постамента торчат трубочки.
— Всё потому, что там раньше был фонтан. На старых фотографиях мы это прекрасно видим, с каждой из четырех сторон течет вода. Отсюда и легенды о подземном ходе на площади Революции. Он правда есть, но это просто подвод воды к фонтану, — говорит экскурсовод.
Стрельба на площади Революции
Не отходя далеко от памятника, натыкаемся на еще одно свидетельство давних дней. Постамент весь в сколах. Это следы от пуль.
— Видите — дыры выщерблены. Это след от боевых действий, которые в 1918 году шли в Самаре. В то время советская власть еще не устоялась, и множество других сил хотели скинуть большевиков. В частности, в мае 1918 года здесь, на площади Революции, была перестрелка. На одной стороне находился штаб анархистов, а с другой наступали красноармейцы от большевиков. На площади анархисты задумали провести митинг на тему свержения советской власти. Поводом для этого послужил указ о мобилизации лошадей для нужд Гражданской войны, а это рабочая сила. Поэтому горожане начали сопротивляться и отдавать животных не захотели. Этим воспользовались. Анархисты ездили по городу, разбрасывали листовки и призывали здесь всех собираться, естественно, большевики это всё начали разгонять. Вот следы того времени мы здесь до сих пор видим, — говорит исследователь.
Это не единственный след перестрелки в городе. Если прогуляться, то на улице Венцека от Чапаевской до Молодогвардейской можно найти трамвайные столбы с царских времен. Они тоже пробиты пулями насквозь.
План «Большой Куйбышев»
У той же самой площади Революции остался памятник огромной стройке, а именно — попытке превратить Самару в Москву. Этот проект получил кодовое название «Большой Куйбышев».
— Видите, площадь вся, она примерно одинаковой высоты, двух-трехэтажные здания, но с угла торчит пятиэтажный дом Аннаевых, как такой зуб. Это как раз свидетельство нереализованного генплана. Из нашего города действительно хотели сделать что-то похожее на Москву. Должны были быть пробиты широкие проспекты с помпезной, сталинской застройкой. Это называлось план «Большой Куйбышев», — говорит Петр, открывая свою папочку с фотографиями.
Согласно документу, каменные дома в исторической части города планировали надстроить, а деревянные — снести, но реализовать проект не смогли из-за Великой Отечественной войны. Всё застопорилось на том самом, тогда еще двухэтажном доме.
— Это гостиница Аннаевых. Ее начали надстраивать и тоже не закончили. Ротонду сверху не сделали. Надстроить планировали все здания вокруг площади Революции, а Струковский сад растянуть на территорию Станкозавода, — рассказывает Якубсон.
Ошибка суда
Но, наверное, самое знаковое здание вокруг площади Революции — областной суд. На его фасаде внимательный пешеход может увидеть немало «косяков».
— Сейчас здание отреставрировали, но за это время произошла одна очень курьезная штука. В конце слова «суд» реставраторы сделали не твердый знак, а букву, которая называется «ять», она выглядит как мягкий знак с черточкой, — уточняет эксперт.
Читалась «ять» как «е», то есть на фасаде красовалась фраза «окружной суде». Сейчас надпись исправили.
— Кто-то им сказал, видимо, и они эту штуку отковыряли, и получился твердый знак, как и было положено в конце. А еще здесь интересная штука — стеночка полукруглая сверху, она называется аттик. На ней изображен символ — столб с короной. Собственно, это называется столб правосудия. Такая символика говорит о том, что судьи в окружном суде назначались сверху, от императора. Полноценно на этом символе должна быть еще надпись «Закон», но этой надписи там нет, и это можно интерпретировать как герб Ульяновска. Вот такая забавная штука, — улыбается Петр.
Еще на здании суда есть памятная доска, посвященная Ленину. Потому что это единственное место в его жизни, где он работал официально — помощником адвоката.
Башня алкоголиков
Еще с одного угла площади, где расположен дом Шибаева, сейчас стоит фонарный столб. Всё бы ничего, но раньше на его месте находилась настоящая башня.
— В те времена, когда площадь Революции еще была рыночной, на одной из ее окраин стояла часовая башня. Она была деревянная, 17 метров высотой. Правда судьба ее оказалось незавидной, потому что она загораживала свет людям в окошках, и за ней собирался всякий сброд. В общем, решили ее убрать, — говорит Петр.
Красная площадь
Эта маленькая тайна площади Революции для представителей старшего поколения, скорее, обыденный факт. Ведь раньше она была красной, как в Москве.
— Возможно, кто-то это помнит, но жители этих домов могли спокойно говорить, что «из нашего окна площадь красная видна», то есть здесь был красный асфальт, — рассказывает экскурсовод.
Выбор цвета казался архитекторам того времени вполне логичным. Площадь Революции — значит она должна быть красной. Со временем асфальт заменили на уже привычный, серый.
Ворованный барельеф
Продолжить прогулку по Куйбышева мы решили в сторону Ленинградской, ведь еще один яркий и загадочный объект находится на пересечении с главной пешеходной. Речь идет о здании почты.
— Смотрите, что здесь сразу бросается в глаза. Вот этот шар огромный, как символ того, что наш Самарский главпочтамт связан со всем миром, а вот эта светящаяся полоса, видите, красненьким она идет по шарику — это отмечена именно широта нашего города. Этот шар, конечно, новый, но такой же был здесь изначально. Если посмотреть на старые снимки, то шар здесь присутствует, только переезжает по крыше периодически, но сейчас его вернули на место, — уточняет Якубсон.
Под самим шаром на фасаде почты находится скульптурный барельеф. Она называется «Индустрия».
— Он, можно сказать, скопирован с памятника труду в Брюсселе. Скульптор Константин Менье сделал этот памятник, — говорит гид.
На оригинальном европейском памятнике — четыре барельефа, и один из них зачем-то приделали на самарскую почту, как копию. Возможно, это был заказ, а возможно, местный архитектор решил сплагиатить.
— Краеведы шутят про это изображение, что мало того, что мужики на нем украли колесо, так и саму картинку украли, — смеется исследователь.
Реплика Питера
Если, стоя у здания почты, повернуть голову направо, перед нами предстанет план улицы Ленинградской. Эта единственная пешеходная улица в городе, многим она сильно напоминает Санкт-Петербург и, как оказалось, не зря.
— Мы здесь видим столб мраморный. Обелиск называется, дальше фонтанчики, кто в Питере бывал, сразу узнают Васильевский остров. Детали идентичны, потому что нашу Ленинградскую делала фирма из Санкт-Петербурга, поэтому они эти детали — фонтаны, обелиски — брали с одного склада. Вот и всё, но согласитесь, это очень прикольно, что улица Ленинградская и почти такая же в самом Ленинграде есть, — добавляет Петр.
Здесь же есть и забавная перекличка с Москвой. Несмотря на то, что на дворе конец марта, на Куйбышева еще не успели убрать новогодние украшения.
— Вот эти новогодние украшения, которые здесь развешаны, это «бэушные» из Москвы, — смеется экскурсовод.
100-летняя грязь
Тем временем мы миновали Ленинградку и продолжили наш путь по Куйбышева в сторону Некрасовской. Взгляд цепляется за огромное серое здание в золоте — бывший Волжско-Камский коммерческий банк (ныне художественный музей) и соседний с ним Дворец труда.
— Если вы уже начали приглядываться, то в пыли, в грязи читается надпись «Книжный». Видите? Это здание не мыли с дореволюционных пор. Это именно 100-летняя грязь, в которой запечатлелся след от вывески «Книжный магазин товарищество И. Д. Сытина». Это на тот момент был самый крупный книгопечатник в царской России. У него главный офис был на Тверской, ну и сеть магазинов по всем городам крупным. Слово «товарищество» чуть-чуть читается, более блекло, чем «книжный», — показывает Якубсон.
А вот соседнее здание банка интересно большим количеством таинственных и даже магических атрибутов. После его покупки банкиры мечтали о сытой и состоятельной жизни, поэтому постарались вписать в фасад как можно больше сакральных символов.
— Во-первых, оно всё обклеено монетками круглыми. Потом еще наверху сидят два грифона — это существа, охраняющие сокровищницы, — говорит исследователь.
На треугольном фронтоне множество античных фигур, и это не просто для украшения, каждая имеет смысл. Там изображены музы и олимпийские боги, покровительствующие отраслям, представители которых в этом банке брали кредиты.
— Центральная фигура, сидящая в центре с факелом — это Фортуна, богиня удачи. С правой стороны от нее находится Деметра, богиня земледелия и плодородия. Далее присевший на локоток Гермес, бог торговли, шапочка с крылышками у него, и уже совсем в уголке лежит Пан, бог скотоводства. С левой стороны на Фортуну смотрит богиня Клио, муза, которая олицетворяет славу. Следующая за ней — Афина Эргана, девушка с шестеренкой, она олицетворяет промышленную отрасль города. И в уголке лежит Дионис, бог виноделия. А мальчики называются близнецы-диаскуры, покровительствующие торговому флоту и мореплаванию. Вот, насколько люди подходили основательно к своему делу, — пояснил экскурсовод.
Самолет на Куйбышева
Завершаем прогулку на перекрестке Куйбышева и Некрасовской. Тем более с этой точки открывается отличный вид на мозаику дома Малышева.
— Автор этой мозаики — художник Завьялов. Вы его работы могли видеть на зданиях улицы Осипенко. Там многоэтажки тоже обклеены мозаикой, — рассказывает экскурсовод.
Мозаика на Куйбышева называется «Гражданская авиация», там изображен самолет, но не абы какой, а вполне конкретная модель Ан-10. Если кто помнит, именно такой стоял в парке Гагарина, как кинотеатр «Антошка». В 70-е годы он был одним из массовых гражданских лайнеров.
— Перед самолетом, вполне конкретные люди. По галочкам на рукаве (они называются галуны) можно понять, что это второй пилот. Рядом с ним стюардесса, а позади стоит техник в коричневом комбинезоне, — поведал Петр. — Так что, видите, два квартала, а сколько здесь всего зашито и в символике, и в изображениях. Вот такая у нас Куйбышева многогранная, и это я еще не всё рассказал.
А вы знали, что на улице Куйбышева столько всего интересного?
Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в нашем телеграм-канале 63.RU. А в чат-боте вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группы во «ВКонтакте» и в «Одноклассниках». Читайте нас, где удобно.