На черной-черной лестнице и в белой-белой башенке в старинном здании на углу Куйбышева и Шостаковича этим летом заработают сразу два новых музея: «Модерн в облаках» и музей архитектора Дмитрия Вернера. Их приютил в своих стенах военно-исторический музей ЦВО. Съемочная группа 63.RU забралась под самый купол и поговорила с руководителем Управления госохраны объектов культурного наследия Иваном Стафеевым и одним из авторов проекта — архитектором Дмитрием Храмовым.
Шостаковича, 1 — бывший Дом Общественного собрания, который больше века назад спроектировал городской архитектор Дмитрий Вернер. Здание признано памятником архитектуры. Уже много лет в нем работает военно-исторический музей.
Башенка — прямо над парадной лестницей музея. Но попасть под купол этим путем не получится.
Наши экскурсоводы ведут нас к той лестнице, которую было принято именовать черной. До революции ее использовали для подсобных и хозяйственных нужд. Теперь здесь откроется Музей архитектора Дмитрия Вернера. Его работы в стиле модерн до сих пор украшают улицы Самары: это Новотроицкий торговый корпус (сейчас ТЦ «Юность») на углу Ленинградской и Молодогвардейской, доходный дом Нуйчева (сейчас отделение поликлиники № 3) на Ленинградской, 45, особняк Матвеевых (сейчас жилой дом) на Молодогвардейской, 69, особняк фон Вакано на Шостаковича, 3.
— Он же автор потрясающей красоты храма Сергия Радонежского в Чапаевске, — говорит Дмитрий Храмов. — Отцу Вернера принадлежала усадьба на Саратовской, ныне Фрунзе. Он продал ее Алексею Бострому — отчиму писателя Алексея Толстого. Сейчас в усадьбе — литературный музей.
На черной лестнице особняка Дмитрий Храмов «посадил» настоящее кованое древо семьи Вернеров. Оно прорастает на несколько этажей вверх. В этих окружностях будут фото архитектора и его творений.
— Кстати, это именно те формы, которыми Вернер оперировал в своем творчестве, — подчеркивает Храмов. — Окружности, венки, растительные орнаменты.
Во время работ стены лестницы очистили от вековых слоев краски и штукатурки, обнажив старинную кирпичную кладку.
— Чем старая кладка отличается от современной? Во-первых, до революции кирпич был немного рябой. Потому что тогда технология изготовления была иной. При обжиге невозможно было идеально выдержать температуру запекания вплоть до долей градуса. Поэтому цвет кирпичей разнится. Это создает такую живописную картину. Во-вторых, тогда использовали известковый раствор. Он ярче, чем цементный. Такого светло-серого, практически белого цвета. Выглядит это довольно контрастно. И гуляя по городу, вы всегда можете отличить старую дореволюционную кладку от современной, — рассказывает Иван Стафеев.
Черная лестница ведет в кипенно-белое пространство башенки. Это музей «Модерн в облаках». Здесь собраны 3D-макеты шестнадцати самарских особняков, построенных в этом архитектурном стиле.
— И музей Вернера, и «Модерн в облаках» появились благодаря частному финансированию. То есть это не государственные деньги, не гранты. Это совместная инициатива спонсора, руководства военно-исторического музея и наша с градозащитником Арменом Арутюновым, — раскрывает подробности проекта Дмитрий Храмов.
— Эта башенка была помещением для своих. Общественного посещения такого никогда не было. Сейчас пускать сюда будут группы до 10 человек, — делится планами Дмитрий Храмов. — Здесь откроется не только музей, но и смотровая площадка. Чтобы сохранить внешний вид, не загораживать красоту и обеспечить безопасность посетителей, сделали ограждение из бронированного каленого стекла.
В Самаре много интересных достопримечательностей, и о части из них мы вам уже рассказывали. Например, по ссылке вы найдете очень красивый репортаж из Центробанка.
Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в нашем телеграм-канале 63.RU. А в чат-боте вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группы во «ВКонтакте» и в «Одноклассниках». Читайте нас, где удобно.