Культура Шишиги раздора. Как бронзовым фигуркам удалось поссорить самарцев

Шишиги раздора. Как бронзовым фигуркам удалось поссорить самарцев

А вы на чьей стороне?

Маленькие бронзовые фигурки оказались причиной жарких споров

В Самаре назревает новый крупный культурный скандал. На этот раз камнем преткновения стали фигурки шишиг-летунов. Из-за установки маленьких бронзовых статуэток волшебных человечков горожане поделились на два лагеря.

О планах по размещению в Самаре новых арт-объектов стало известно летом 2024 года. Авторами проекта «Шишиги-летуны» стали архитекторы Дмитрий и Мария Храмовы, писатель Денис Либстер и иллюстратор Елена Загороднева. По задумке, шишиги — это обитатели Самарской Луки, которые переселились в город. Их задача — собирать и хранить лунный свет.

Ожидается, что в Самаре появится 27 бронзовых фигурок. Их установят в десяти локациях города на туристических маршрутах. Первых «летунов» уже можно увидеть в сквере Алексея Толстого, на пожарной каланче на Хлебной площади и во дворе Музея Модерна. Авторы проекта надеются, что шишиги сделают Самару более привлекательной с туристической точки зрения.

Шишиги как будто прячутся от посторонних

Однако далеко не все горожане согласны с авторами проекта. Представители «Русской общины» выступили категорически против установки фигурок.

— В рамках проекта «Формирование комфортной городской среды» и проведения мероприятий по благоустройству Самары принято решение установить в знаковых и исторических местах города бронзовые фигурки «волшебных существ» — шишиг-летунов. Часть их уже установлена, всего же планируется 27 фигур. К нам начали поступать жалобы от обеспокоенных жителей города. Потрясающая на первый взгляд идея вызывает шок. Так как в славянском (в версии «Русской общины» — вславянском — Прим. ред.) фольклоре шишига является нечистью. Одна из форм — умершие некрещенные младенцы, проклятые своими родителями, души которых продолжают жить. По другому преданию, шишига — это дьявол в образе летающего человека, который умер недавно, — пояснили представители «Русской общины».

Но на этом аргументация обеспокоенных самарцев не заканчивается.

— По информации СМИ, архитекторы Дмитрий и Мария Храмовы взяли за образец вроцлавских (у «РО» — «ворцлавских») гномиков. Их придумал поляк Вальдемар Анжей Фидрих (у «РО» — Фридрих), основатель и лидер подпольного протестного движения «Оранжевая альтернатива», которое действовало в Польше в 80-е годы. Эти гномики фактически являются символом «оранжевых революций», о последствиях которых по сценарию западных спецслужб в настоящее время всем известно, — пояснили свою точку зрения в «Русской общине». — В нашем Отечестве, на долю которого приходится (и приходилось) множество тяжелых испытаний, установка мини-памятников нечистой силе, особенно в текущем моменте, является не просто насмешкой над жителями города, а моральным издевательством. Попытка представить этих шишиг как безобидных «маленьких человечков, которые собирают и хранят лунный свет» не выдерживает критики. Хотя бы потому, что до настоящего времени шишиги ассоциируются у населения с бесами, проживающими в Самарской Луке. Население Самары считает, что подобные изображения «демонических» существ неприемлемы для украшения.

Представители «Русской общины» нашли альтернативный вариант благоустройства города.

— Например, в настоящее (у «РО» — «внастоящее») время инициативная группа продвигает проект мемориально-паркового комплекса «Защитники Отечества» на территории бывшего стадиона «Буревестник». Он будет располагаться на историческом месте пункта сбора Куйбышевской (Самарской) 65-й стрелковой дивизии (она же 102 гвардейская стрелковая дивизия). Они вместе с другими соединениями принимала участие в правительственном параде 7 ноября 1941 года и отправилась на фронт на защиту Москвы и нашего Отечества. Стадион располагается рядом с церковью Петра и Павла — православного храма Самарской епархии Московского патриархата 1865 года постройки. Комплекс будет посвящен, в первую очередь, подвигу самарцев — защитников Отечества, погибших при исполнении воинского долга во время СВО и подвигу воинов, защищавших интересы нашей Родины в локальных конфликтах (Афганистан, Чечня, Южная Осетия и другие). Однако на реализацию проекта бюджетных средств выделять не планируется. как и за всё время проведения СВО не нашлось средств на установку памятников героям СВО. Памятники устанавливаются на народные средства. Более того, они устанавливались в военных частях, а общедоступных мест власти выделять не захотели, — пожаловались представители «общины».

Фигурки вписались в городской антураж

Они уверены, что установка фигурок шишиг является нарушением «Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Их утвердил президент РФ в ноябре 2022 года.

 Противники «летунов» обратились за помощью к председателю Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину, губернатору Самарской области Вячеславу Федорищеву, а также депутатам Госдумы Александру Хинштейну и Михаилу Матвееву. Они считают, что в этой истории мог быть коррупционный след. Если их доводы подтвердятся, то фигурки могут демонтировать, а виновных лиц привлекут к ответственности.

Спорную ситуацию уже прокомментировал Михаил Матвеев. Он занял сторону «Русской общины».

— Идиоты. Беру обращение в работу. Выбирать в рамках «повышения туристической привлекательности» символом города нечисть и духов умерших детей мог только сатанист или идиот. Лучше бы вместо демонизации города шишигнутые чиновники пропагандировали самарских котов, — заявил парламентарий.

На защиту же бронзовых человечков встали представители самарской интеллигенции.

— Проект самарских шишиг-летунов — один из самых крутых на моей памяти. Наблюдал, как десятки людей их фотографировали. Помню, как Дмитрий и Мария Храмовы показывали мне вроцлавских гномиков. Как же мне хотелось тогда, чтобы что-то подобное появилось и в Самаре. И вот они — новые герои со своей историей. Сердечно поздравляю всю команду авторов. Спасибо администрации Самары и Министерству туризма, что поверили в проект и поддержали его, — заявил историк архитектуры Армен Арутюнов.

Шар в руках — это лунный свет

Также инициативу поддержала кандидат филологических наук Анна Синицкая:

— Кто бы мог подумать, что именно фольклорные образы способны так будоражить воображение журналистов, библиотекарей, экскурсоводов, филологов, культуртрегеров и городских активистов всех мастей. Фигурки сказочных персонажей стали невероятно раздражать часть населения и оказались главными новостными тригерами. Можно было бы все эти информационные волны проигнорировать, если бы дискуссия не приобрела гротескный, поистине салтыково-щедринский оттенок. Звучат определения, что нам «внедряют бесов на улице города», «насильственно меняют культурный код». И все начинают бросать друг в друга неприятно пахнущими субстанциями, размахивая строчками их фольклорных источников и комментариями докторов наук как дубиной. И есть два основных мнения — юридический (про распил бюджетных денег) и научный (шишига — это нечисть). Кто-то даже считает, что Самара прославится как «столица шишиг-летунов». А у нас их хотят на гербе теперь изображать? Или будут использовать в документах мэрии? Или фигурки поставят вместо памятников Чапаеву, Куйбышеву и Ленину? Нет. Но накал страстей таков, будто словосочетания «бренд города» и «культурный код» обладают мистической силой, — пояснила Анна Синицкая.

Филолог привела несколько доводов в защиту новых «жителей» Самары:

  1. Образы крылатых человечков не имеют никакого отношения к первоначальному значению слова «шишига»;

  2. История «летунов» — авторская, и не имеет отношения к фольклору;

  3. При глубоком погружении в историю любой символики могут вскрыться не самые приятные «сюрпризы»;

  4. Скандал вокруг шишиг вскрыл несколько болевых точек города. Некоторые «рьяные» защитники Самары успешно «закрыли глаза» на другие истории;

  5. Если шишиги окажутся «чужими» для самарского городского фольклора, самарцы сами про них забудут.

— Ироническое восприятие граждан способно переработать многое: и Паниковского, и Мужика-на-Табуретке, и киношного Буратино. История расставит свои акценты. Эйфелева башня тоже вызывала у парижан ненависть. Самарский железнодорожный вокзал, при всех неприличных ассоциациях, стал самым узнаваемым объектом для туристов. Время покажет, как будут называть эти фигурки (они всего 15 сантиметров размером, вдумайтесь) и сохранятся ли они вообще. Зная высоконравственных самарцев, уже заранее можно оплакать бронзовую судьбу. Где уж тут искать «положительный имидж города». Окурки бы научиться не бросать мимо урны. В психологии это называется замещением. Мы горячо обсуждаем надуманную проблему, которая позволяет нам не видеть многого вокруг, — резюмировала филолог.

А как вы относитесь к фигуркам?

Пусть стоят. Мне они нравятся!
Убрать. Они не нужны Самаре
Я на них даже не обращаю внимания

Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в нашем телеграм-канале 63.RU. А в чат-боте вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группы во »ВКонтакте» и в «Одноклассниках». Читайте нас, где удобно.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE7
Смех
HAPPY7
Удивление
SURPRISED1
Гнев
ANGRY15
Печаль
SAD3
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
167
ТОП 5
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья из Самары переехала в Калининград и увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
«Все наелись неадекватными решениями и бездействием чиновников»: глава самарского правительства — о первых 100 днях у власти
Анонимное мнение
Мнение
Федорищев, вот ваш меч! Губернатор объявил «крестовый поход» против коррупции — почему это очень круто, но не очень страшно
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Рекомендуем
Объявления