
Дмитрий — хореограф-постановщик в театральной студии «Ирбис» уже 4 года
У профессионального танцора Дмитрия Каляганова и в мыслях не было, что он когда-то может стать театральным хореографом. Случай нашел его сам, и самарец не упустил возможности приобрести новый опыт и познать собственные возможности. Сегодня Дмитрий — хореограф в театральной студии «Ирбис». В его портфолио — постановка танцев для спектаклей «Собака на сене», «Маугли», «Покахонтас», «Девчата» и других. Как танец становится движущей силой спектакля и почему освоить хореографию нужно не только артистам мюзиклов? Дмитрий рассказал в этом интервью.
Дмитрий Каляганов — профессиональный танцор, хореограф, постановщик мюзиклов и спектаклей, тренер по чирлидингу. В танцах уже более 20 лет. За свою профессиональную карьеру в спортивно-бальных танцах удалось добиться следующих титулов: КМС, претендент на звание мастера спорта, участник чемпионата России, полуфиналист чемпионата Приволжского федерального округа. Также является аккредитованным минспортом тренером и спортивным судьей 2-й категории, ведущим хореографом фигуристов г. Самара, руководителем-хореографом своей собственной танцевальной команды eMotion_family, с которой выступал на многочисленных сценах города разного масштаба. Сейчас работает как в Самаре, так и в других крупных городах России.
— Дмитрий, расскажите, как вы начали ставить хореографию для театра?
— Всё началось в 2021 году. К тому времени у меня уже были кое-какие связи с ведущими режиссерами Самары. На меня вышла известная по всей стране театральная студия «Ирбис»: самарский филиал был в поиске хореографа, и мне предложили пройти собеседование. Театральная сфера была мне очень интересна. Я не раздумывая согласился, выполнил тестовое задание и получил заветную должность. С тех пор я официальный хореограф студии, наставник по сценическому движению и хореографии. Плюсом к моей работе стал тот факт, что на момент получения этой должности у меня уже были налажены кое-какие коммуникации с ведущими режиссерами Самары, что мне впоследствии очень помогло.

Дмитрий со своими учениками
— В чем особенность хореографии для театра?
— Во-первых, в спектакле нужно учитывать особенности и возможности героев, чтобы лексический материал не отвлекал от действия на самой сцене. Важно наличие или отсутствие декораций, это влияет на работу актера с пространством. Также надо учитывать особенности костюмов, чтобы они не сковывали движения и дополняли особенности. И естественно, нужно брать во внимание тему и жанр постановки, чтобы хореография ее целостно дополняла и возвышала.
Особенности постановки хореографии для театра — еще и в том, что она создается в «тройке». Это режиссер, мастер по сценической речи или наставник по вокалу и хореограф. Каждый с помощью быстрой коммуникации вносит свои корректировки, в итоге материал становится полным, лаконичным, законченным.
— Как танец способен передать основную идею спектакля?
— Всем нам знакома фраза, что танец — это язык тела. Порой через танец и пластику можно сказать больше, чем словами. И по моему личному мнению, это самый честный язык для коммуникации между артистами и зрителем. Тело не обманешь, тут актер «обнажен» перед своей аудиторией.
Я считаю, что через грамотно подобранные движения артисту легче донести ту или иную эмоцию, заставить почувствовать зрителя то же, что и он сам. В данном случае зритель — губка, которая впитывает аудиоинформацию, видит картину воочию. Он следит за действием от начала и до конца, не замечая, как погружается всё больше и больше в историю, в мини-жизнь, которая происходит на сцене.

На сцене порой через танцем и пластикой можно сказать больше, чем словами, — что Дмитрий всегда говорит ученикам
— Если речь не просто о спектакле, а о мюзикле, то в чем здесь проявляется специфика жанра?
— Мюзикл — одно из самых сложных направлений подготовки в хореографии. Его основная особенность в том, что сюжет развивается не только через диалоги и актерскую игру, но и через песни и танцы, которые органично вплетены в повествование.
Тут мне, как хореографу, нужно учитывать абсолютно всё, начиная от первого жеста, заканчивая последним спетым словом, финальным аккордом. Передо мной стоит задачка со звездочкой: нужно продумать такие движения, чтобы артистам это не мешало петь и доносить через музыку смысл постановки. Но при этом сохранить изюминку в каждом танце, чтобы зрителям было интересно наблюдать за происходящим.
— Получается, хореографу нужно адаптироваться к работе в театре?
— В первое время мне было сложно перестроиться между манерами преподавания. Изначально я бывал слишком строг к актерам. Это отпечаток моего прошлого в спортивно-бальных танцах, где преподаватели для достижения результата не церемонятся с детьми и нет понятий «устал», «не хочу» или «не могу». Было только «надо», и точка. Дисциплина была для меня на первом месте, к тому же я очень строг к себе, всегда довожу свои личные хореографии до совершенства.
Но в театральной студии я пересмотрел отношение к этому по отношению к своим воспитанникам ученикам. Во-первых, это совершенно не относится к первичным ценностям театра. А во-вторых, таким методом можно отбить желание учеников заниматься. В итоге я добился не только прекрасных постановок хореографии, но и того, что из моих групп не ушел ни один человек. Наоборот, по их рекомендациям пришли новые члены нашей театральной семьи.

На репетиции одной из постановок
— Есть театральные постановки, которыми вы особенно гордитесь?
— В театральной студии ставим спектакли разного жанра: от драмы до комедии. Это огромный опыт для любого хореограф и некий вызов, пробуждающий интерес в работе. В моем портфолио такие работы как «Собака на сене», «Про Федота-стрельца, удалого молодца», «Маугли», «Покахонтас», «Девчата» и другие. Одна из любимейших постановок — «Король лев» — и тяжело, и интересно! К интересным фактам можно отнести мой выход на сцену в качестве актера. Но благо мне досталась роль учителя танцев, так что ничего играть не пришлось.
— Что для вас показатель успешно проведенной работы?
— Положительные отзывы от родителей, коллег, детей, актеров. Если зрителям всё понравилось, значит всё было органично. Конечно, я рефлексирую после премьеры, это непередаваемые эмоции, когда ты стоишь за кулисами, звучат фанфары, ты уже на сцене и слышишь аплодисменты. Моя рефлексия, наверное, заключается в том, чтобы сделать работу над ошибками, но не с целью себя задеть или обидеть, а, наоборот, сделать в новых спектаклях свою работу еще профессиональнее.

После каждой премьеры обязательно идет рефлексия и работа над ошибками
— Преподаватели часто сталкиваются с профессиональным выгоранием. Знакомо ли оно вам и, если да, то как этого избежать?
— На самом деле, я единожды столкнулся с эмоциональным выгоранием, когда заведомо рано возложил на своих танцоров очень много обязанностей и ответственности, а по итогу жюри оценили по-другому. Первое время было очень тяжело, но потом я собрался. Очень хорошая практика для преодоления такого состояния — медитировать и всегда оставаться честным перед самим собой. Я черпаю вдохновение из книг или видеоматериалов на просторах интернета. Также отлично заряжаешься и вдохновляешься, когда посещаешь мастер-классы, где талантливые люди делятся своим опытом, ты находишься в кругу творческих людей, подпитываешься энергией.
— Что бы вы посоветовали учесть при выборе театральной студии для занятий?
— Первое — это профессионализм наставников: их опыт, знания, карьера. Второе — коммуникация наставников и родителей: предоставление обратной связи. Третье — коммуникация между мастерами и учениками, то, насколько понятно и доступно объясняется материал. Также я считаю, что нужно смотреть на портфолио студии — фото- и видеоматериалы с показов, заслуги на театральной сцене. Это поможет сформировать первое впечатление. Немаловажно то, как устроен образовательный процесс, чтобы студия действительно предоставляла возможность получать новые знания.

Вдохновение на новые постановки Дмитрий черпает из книг или видеоматериалов на просторах интернета
Я безоговорочно могу порекомендовать у нас в Самаре театральную студию «Ирбис». Здесь работают профессионалы своего дела. Многие из них действующие актеры, играющие главные роли на сцене, вокалисты, у которых за спиной профильное образование и годы практики. Каждый показ в студии — произведение искусства! Каждая группа со своим мини-спектаклем погружает зрителей в мир своей истории. «Ирбис» не просто студия, а место, где каждый родитель может быть уверен, что его ребенок в безопасности, его никто не обидит. Для студийцев «Ирбис» становится родным пространством с семейной атмосферой — это помогает юным талантам раскрываться. Я считаю, что это лучшая театральная студия в городе.
Личная страница Дмитрия Каляганова во «ВКонтакте».