Культура Городские легенды расследование Царю-освободителю: публикуем новые факты о загадочном исчезновении памятника Александру II

Царю-освободителю: публикуем новые факты о загадочном исчезновении памятника Александру II

В самарском архиве нашли документы, которые развенчивают легенду о затоплении скульптуры

В фуражке и в небрежно накинутом на плечи форменном пальто. Десятиметровый и многотонный монумент был лучшим памятником Александру II во всем Поволжье. Гордый взор венценосца устремлен на Волгу. Этим путем летом 1871 года царь шел от пристани во время визита в Самару. Этим же путем, по мнению некоторых мифотворцев, памятник царю-освободителю отправили на дно Волги после революции. Недавно специалисты самарских архивов нашли новые документы, развенчавшие красивую легенду о бронзовом утопленнике.

Прогуляться в сквере у памятника приезжали со всей области

На недолгую память


Идею поставить в Самаре памятник Александру II городские власти впервые озвучили еще в 1875 году, однако дальше разговоров дело долгое время не шло. Ускорение процессу придала трагическая гибель императора в 1881 году от рук террориста-народовольца Игнатия Гриневицкого.

Встречать царя к пристани пришел весь город

В августе 1889 года на Алексеевской площади (сейчас площадь Революции) в Самаре торжественно открыли памятник Александру II. Стоимость монумента составила 74 тысячи рублей. Автором выступил известный скульптор Владимир Шервуд.

Владимир Иосифович Шервуд (1832–1897) — русский живописец, архитектор, скульптор. Автор проектов здания Исторического музея на Красной площади в Москве (1875–1881), памятника-часовни «Гренадерам — героям Плевны» (1887). По приглашению Чарльза Диккенса написал его семейный портрет.
Источник: Википедия

Открытие памятника Александру II в Самаре
Единственный монумент в дореволюционной Самаре

— Это была целая скульптурная композиция. На гранитном постаменте возвышался памятник Александру II, окруженный фигурами, символизирующими главные достижения его царствования. Это, конечно, фигура крестьянина, который возлагал на себя крестное знамение, а в другой руке держал манифест о даровании вольностей крестьянству 19 февраля 1861 года. Затем символы воинских достижений Александра II. Фигура черкеса, ломающего шашку о колено (покорение Кавказа) и фигура болгарской женщины, которая такой благодарный взгляд возносила в небо и разрывала цепи, сковывающие ее (освобождение славянских народов и победа в русско-турецкой войне). О покорении средне-азиатских народов напоминала фигура женщины, одна рука которой отбрасывала с лица чадру, а другая возлагала корону Азии к стопам императора, — рассказывает начальник отдела использования архивных документов Самарского областного государственного архива социально-политической истории, кандидат исторических наук Евгений Малинкин.

Евгений Малинкин несколько лет занимается изучением архивных данных о судьбе памятника Александру II

Подножие фигуры украшали щиты с надписями, перечисляющими главные итоги царствования Александра II: присоединение Приамурского края, отмена телесных наказаний, гласное судопроизводство, земские учреждения, городовое положение, всесословная воинская повинность, присоединение Карса и Батума на Кавказе, сооружение 221-й версты железной дороги и Александровского моста через Волгу близ Сызрани.

Бронзовый исполин простоял на Алексеевской площади до 20-х годов XX века.

Строительство Александровского (Сызранского) моста через Волгу

И на дно его кидают?..


После революции и занятия города большевиками памятник заколотили досками. Поначалу молодому государству было не до борьбы с царскими символами. В 1918 году власть в Самаре переходит в руки Комуча, в город входят войска белочехов.

Комитет членов Всероссийского Учредительного собрания (сокращённо Комуч) — первое антибольшевистское всероссийское правительство России, организованное 8 июня 1918 года в Самаре членами Учредительного собрания. Возобновление работ депутатов Учредительного собрания стало возможным благодаря антибольшевистскому выступлению Чехословацкого корпуса.
Источник: Википедия

Доски, скрывавшие царя-батюшку, сняли. Памятник снова открылся горожанам во всей красе. А вот что стало с монументом после того, как в октябре 1918 года в город вернулись большевики, сказать трудно. Одни говорят, что под покровом ночи некий купец-монархист вывез и закопал бронзового царя в подвале (это многотонную-то скульптуру в центре города!). Другие считают, что большевики утопили фигуру царя в Волге, в районе нынешнего Речного вокзала. Этой версии придерживался и покойный ныне самарский архитектор Ваган Каркарьян.

Ваган Гайкович Каркарьян (1934–2014) — советский и российский архитектор; заслуженный архитектор РСФСР, член-корреспондент Российской Академии архитектуры и строительных наук, художник. Автор и соавтор самых знаковых для Самары проектов построенных в советское время зданий и сооружений, среди которых: Дом Советов (Здание администрации области), 2-я очередь набережной реки Волги, Фонтан 30-летия Победы, Дом актёра, Дворец Бракосочетания, застройка улицы Молодогвардейской, здание управления метрополитеном и другие.
Источник: Википедия

По одной из легенд, памятник Александру II нужно искать где-то здесь

Отыскать словно канувший в Лету монумент уважаемому архитектору в 2013 году вызвались помочь местные дайверы-энтузиасты. Однако чуда не произошло. Да и вряд ли даже при всей классовой ненависти коммунисты просто так сбросили бы в реку тонны бронзового сырья.

Документальный детектив с расчлененкой


Поиски бесследно исчезнувшей фигуры императора ведут и самарские историки. Сведения собирают в архивах буквально по крупицам.

— Достоверно известно, что почти сразу после возвращения в город большевики сняли памятник с постамента. Так, первый председатель самарского истпарта (учреждение по изучению истории партии, гражданской войны, революции. — Прим. ред.) Вячеслав Троцкий в своей книге «Революция 1917–1918 годов. Самарская губерния. Хроники события», ссылаясь на «Приволжскую правду», приводит материал о том, что комендант Самары поручил местному совету народного хозяйства снять с постамента памятник Александру II. Это была середина октября 1918 года. И, судя по всему, так и произошло. Потому что потом где-то в самарской прессе я тоже отдельно находил такие призывы: «Вот наконец-то время пришло убрать памятник (как его большевики называли) освободителя крестьян от земли». Голова памятника почему-то для этих людей представлялась наиболее значимым художественным произведением. Предполагалось, что весь памятник или даже его одну голову нужно сдать в тогдашний музей города. А он в то время располагался на Дворянской, потом Советской улице, сейчас мы ее знаем как улицу Куйбышева, — рассуждает Евгений Малинкин.

Бесследно исчезли и скульптуры, украшавшие постамент. Их судьба тоже окутана тайной.

— По одной из версий, при перестройке здания, в котором сегодня находится художественный музей на улице Куйбышева, окружавшие царя фигуры якобы замуровали куда-то в стены этого дома. Но никаких документальных подтверждений этому не найдено. Надо понимать, что это тонны металла. Для их перевозки понадобились бы конные подводы. И незаметно замуровать такие большие объемы просто не получилось бы, — считает Малинкин.

Революционная рокировка


В 20-х годах прошлого века место царя на постаменте сначала заняли гипсовые медальоны с Троцким, Лениным, Энгельсом и Либкнехтом. А потом туда поместили некую стелу под названием «Освобождение труда».

— Есть упоминание, что там был рабочий, в руках у него были факел и винтовка, серп и молот в ногах. Но на фотографии этой композиции я ничего различить не смог. Качество очень плохое. И, судя по всему, эти медальоны и прочее сделали, что называется, на скорую руку, лишь бы что-то было революционно-пролетарское на этом месте, — говорит Малинкин.

Пару лет назад специалистам самарских архивов наконец удалось выйти на след исчезнувшего монумента. О судьбе скульптуры вскользь упоминается в хранящемся в Самарском областном архиве социально-политической истории деле, связанном с подготовкой первомайского субботника в 1920 году. Среди различных нарядов, приказов, счетов, отчетов и сводок нашелся один любопытный акт.

— В документе говорится, что 15 марта 1920 года по предложению заведующего самарским губернским подотделом Всероссийской коллегии по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Васильева, мы, нижеподписавшиеся скульптор Бибаев и художник Попов (члены самарского отделения ВХУТЕМАС), во исполнение постановления президиума губисполкома от 21 января 1920 года произвели детальный осмотр этого памятника нового на площади Революции. Оказалось, что памятник оформлен из гипса, причем приготавливался он с нарушением технологии и уже к тому времени представлял собой жалкое зрелище. Его просто от осадков, от перепадов температуры покоробило. Он уже готов был развалиться в любой момент.

И решили, что памятник надо заменить на что-нибудь более художественно привлекательное и монументальное. И еще очень интересные сведения в этом документе: «Комиссия считает своим долгом указать необходимость постановки на площади художественного монумента либо из железобетона, либо из бронзы, использовав для этого бывший памятник Александру II». То есть на 1920 год памятник еще существовал как таковой. Скульптуру предлагалось отвезти в город Троцк (сейчас Чапаевск. — Прим. ред.) и там непосредственно расплавить его, а из этого материала по возможности создать соответствующий памятник. Тогда еще не шла речь о том, конкретно Ленину или кому-то, — сообщили сотрудники самарского архива.

Открытие года


Каких-либо сведений о перевозке или переплавке скульптуры царя пока не найдено. Зато совсем недавно работники архива нашли письмо заведующего Самарским губернским архивным бюро в самарское отделение Рудметаллторга (организация занималась сбором и продажей металлолома и утильсырья. — Прим. ред.). Документ датирован 1925 годом.

Последняя на сегодняшний день архивная находка, касающаяся памятника

— И вот они пишут: «Просим выдать бесплатно голову памятника Александру II для фонда Н. А. Савинова как представляющую художественную ценность для приобщения к архивному фонду». Если не ошибаюсь, Савинов был революционером, хотели создать его отдельный архивный фонд. Кстати, фонд этот так и не был создан. Зато из письма становится понятно, что скульптурную композицию к 1925 году уже распилили на лом, — поясняет Евгений Малинкин.

Впрочем, по данным мифотворцев, отделенная от бронзового тела голова императора еще долго блуждала по учреждениям. Последний раз ее якобы видели в 60-х годах в здании Куйбышевского суворовского училища (до революции в здании располагалось реальное училище. — Прим. 63.ru).

Стены бывшего реального училища на улице Алексея Толстого хранят в себе много тайн

Вождь на царском пьедестале


К десятилетию со дня Октябрьской революции губернские власти объявили конкурс на создание памятника вождю мирового пролетариата.

— На заседании президиума губернской октябрьской комиссии 19 июля 1927 года было постановлено поручить руководство работой по сооружению памятника Ленину автору Акимову с проектом «Союз рабочих всего мира». При постройке памятника Ленину было предложено использовать материал памятника Александру II. Значит, в 1927 году он где-то еще был, хранился. При этом была какая-то сложность с итогами конкурса, и заказ в итоге отдали московскому скульптору Матвею Манизеру. Он у себя в мастерской в Москве сделал памятник из своего материала, — говорит Евгений Малинкин. — В 1927 году на осиротевший без каких-либо скульптур царский пьедестал водрузили фигуру Владимира Ленина.

В отличие от Александра II Ленин смотрит не на Волгу, а на улицу Куйбышева

Матвей Генрихович Манизер (1891–1966) — советский скульптор. Вице-президент Академии Художеств СССР (1947–1966). Создал ряд произведений, ставших классикой социалистического реализма. Автор самарских монументов Валериану Куйбышеву и Василию Чапаеву. Помимо Самары, его памятники Владимиру Ленину стоят также в Ульяновске, Йошкар-Оле, Петрозаводске, Москве и Минске. Автор посмертной маски Сталина.
Источник: Википедия

Историки не теряют надежды отыскать в архивах разгадку тайны памятника Александру II

На этом какие-либо сведения о судьбе памятника Александру II пока обрываются. Впрочем, историки уверены, что монумент отправили на переплавку.

Такое количество бронзы не могло исчезнуть бесследно. Возможно, в ближайшее время в документах хозяйственных организаций области удастся найти информацию, которая поставит точку в этой детективной истории.

Царский пьедестал оказался велик для вождя революции

Пока же местные краеведы и коммунисты продолжают спор о восстановлении памятника царю-освободителю и возвращении его на законный пьедестал.

Последний раз такую дискуссию инициировал на своей странице в соцсети заместитель председателя правления «Роснано» Владимир Аветисян.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления