В апреле этого года «Яндекс» подключил Самару к программе «Локальная сеть». После подключения к этой сети городских провайдеров, в число которых вошли компании АИСТ, ЗАО «Глобал Телеком Ко» и ЗАО «Крафт-С», все сервисы поисковой системы будут доступны пользователям по городских тарифам, а скорость загрузки должна увеличиться. На вопросы журналистов отвечал генеральный директор компании «Яндекс» Аркадий Волож.
- Достигнуты ли какие-то договоренности о сотрудничестве с крупнейшим провайдером нашего региона «ВолгаТелеком»?
- Дело в том, что межрегиональные компании связи всегда занимают очень осторожную позицию. Это видно и на примере Урала, и на примере Новосибирска. Они очень большие и предпочитают сначала смотреть на результата работы альтернативных операторов. На данный момент никаких официальных договоренностей нет, но я практически не сомневаюсь, что через два-три месяца они тоже включатся в эту программу.
- Уточните, пожалуйста, во сколько обошелся этот проект, в частности, сам канал, и почему следующим шагом вашей программы стала именно Самара?
- Все просто. Мы идем к магистральщикам и на коммерческих условиях, хотя, конечно, понятно, что покупатель мы оптовый и нам предусмотрены определенные скидки, заключаем договор. Стоимость реализации всей программы в общероссийских рамках измеряется миллионами долларов. Но мы считает, что это того стоит. Это видно по трафику и особенно по тяжелым сервисам. За год мы намерены покрыть все семь регионов России. Самара - центр Поволжья и, конечно, здесь разумней было начать именно с этого города. Не хочется обижать Нижний Новгород, но он ближе к Москве и там ситуация с магистральным трафиком проще.
- В Самаре есть ряд компаний, которые занимаются продвижением сайтов в поисковых системах, в частности в системе «Яндекс». Как вы считаете, будет ли бизнес этих организаций продолжать развиваться или же он обречен на вымирание?
- Конечно будет. Это поисковая оптимизация. Есть куча различных полезных свойств, которые можно придать сайтам для того, что бы пользователи могли проще их найти в интернете. Эта часть поисковой оптимизации абсолютно правильная и правильно направленная. Есть и другая сторона, когда сайт продвигается по всем запросам, своим и чужим. Это только мешает пользователям найти правильный ответ на запрос, которые они задали поисковой системе. Мы не боремся с оптимизаторами вообще. Мы пытаемся сделать выдачу более релевантной. Нам нужно, что бы на заданный вопрос мы дали правильный ответ. Наши апдейты направлены не на то, что бы снизить эффективность деятельности продвигальщиков, а на то, что бы повысить качество поиска. При апдейте мы сравниваем множество параметров и только после этого его запускаем. Мы искусственно не повышаем и не понижаем никакие сайты. У нас нет никакой заинтересованности в этом. Нам главное — выдать максимально правильный ответ. В этом и заключается наша работа.
- После смены алгоритма, которая произошла в январе 2008 года, многие из интернет-сообщества заметили, что сайты, существующие меньше 6-9 месяцев, ранжируются в выдаче Яндекса ниже, чем их более старшие конкуренты. Напрашивается вывод, что поисковая система Яндекс берет за основной критерий время существования интернет-ресурса, а не качество его контента. Как вы это прокомментируете?
- Мы тоже читаем иногда форумы (смееется)... Там много всего интересного пишут, но далеко не всегда это правда. У нас множество людей делают алгоритмы. Созданный алгоритм оценивается системой. Если большинство метрик улучшилось и не одна не ухудшилась сильно, то алгоритм запускается. Поисковая программа — это не маленькая чашка кофе, это целый завод. То, что пишут на форумах — это действительно забавно. Но логика наших алгоритмов на таких вещах не построена.
- Как будет развиваться ваша wi-fi-программа?
- Когда Wi-Fi только начинался, это была экзотика. Наша задача — пропагандировать новый опыт. Задача это не коммерческая, так как мы не провайдер. Бесплатный беспроводный интернет в кафе — такие вещи необходимо воспринимать как нормальную часть цивилизации, как тепло, свет, газ, воду, другие коммуникации. Ведь если вы придете в кафе, некто не заставит вас платить за эти вещи. Вы платите за чашку кофе и, видимо, туда все включено.
За интернет почему-то решили взимать отдельную плату. Нам это точка зрения показалась неправильной и мы выступаем за то, что интернет такая же часть инфраструктуры как отопление. В кафе и ресторанах он должен быть бесплатным. Мы договорились с провайдерами, что бы они сделали специальный тариф для таких заведений. Яндекс их, соответственно, рекламировал. В 2008 году рассказывать как прекрасен Wi-Fi уже немного бессмысленно. Программа свое дело сделала и мы ее свернули.
- По данным многочисленных исследований вы попадаете в топ-100 российских долларовых миллионеров, единственный в этих списках из интернет-сферы...
- (Смеется) Такие рейтинги составляются весьма просто. Берется доля человека в компании и берется стоимость всей компании. Однако все эти миллиарды, к сожалению, у меня в кармане не лежат.
- Как вы считаете, может ли интернет в будущем конкурировать по уровню финансовых активов с более традиционными для российской экономике сферами?
- С нефтью, конечно, навряд ли. Насколько может расти эта отрасль? На сегодня в интернете деньги делаются на индустрии доступа и сервисах, которые окупаются рекламой. Сегодня общий объем рекламного рынка в России — порядка $10 млрд. Интернет из них — около полу миллиарда. Более 50% денег от рекламы в интернете делается на контекстовой рекламе. И это самое большое отличие и плюс рекламы в интернете — она попадает именно на тех, кому она предназначена.
В дальнейшем реклама в целом в России будет расти. Интернет часть этой рекламы растет гораздо более быстрыми темпами. До каких пределов она будет расти сказать сложно. Сама реклама увеличится где-то до $25 млрд. По прогнозам специалистов-рекламщиков, доля интернета увеличится с нынешних 3% до 5-10%, по некоторым подсчеиам, 15%. Иными словами, еще в несколько раз мы вырасти можем.