Тайный покупатель решил взять кредит на неотложные нужды в размере 200 тысяч рублей. Предположительно, на ремонт в квартире. Во внимание попали десять банков, предлагающих подобный продукт.
Бум кредитования постепенно сходит на нет из-за кризиса ликвидности, повышения процентных ставок и горького опыта ненасытного населения. После того, как утих шум на рынке, банки стали раскрывать эффективные ставки, смягчать условия и всячески заманивать очередного клиента. В какой банк обратиться сегодня – местный или крупный федеральный?
Банк «Солидарность». Прежде всего, оператор поинтересовался, обслуживается ли мой работодатель в их банке и открыт ли у меня в нем счет. Получив отрицательный ответ, девушка сообщила, что кредит наличными я могу взять только под залог нежилых помещений, земельных участков, под залог автомобиля, катера, ценных бумаг и других материальных ценностей. Причем ежемесячный платеж кредита не должен превышать 50% от общего дохода моей семьи. От всей этой информации, которую мне вывалили за минуты две, охота брать кредит в этом банке отпала.
Газбанк. Девушка-робот по телефону сообщила мне, что я попал в службу добрых вестей, и попросила подождать ответа оператора. Дождавшись голоса живого человека, я стал интересоваться условиями. Оказалось, я попал уже на второй самарский банк, где кредит наличными мне могут выдать исключительно под залог, причем исключительно квартиры. В собственности квартиры у меня нет, поэтому мне не светит взять денег у них в долг. Умолчав об этом, я спросил про дополнительные условия. Девушка сообщила, что крайне желательно, чтобы моя жена выступила поручителем по кредиту. Жену в это втягивать я вообще-то не хотел.
Первый объединенный банк. Трубку взяли быстро, девушка приятным голоском подтвердила, что с недавнего времени их банк занимается потребительским кредитованием, и теперь каждый может позволить себе поездку на море, ремонт в квартире и новую технику. Оказалось, все-таки не каждый. Здесь опять же требовался залог, причем исключительно транспортное средство.
Русфинанс-Банк. Пришлось ждать ответа оператора более трех минут. То ли клиентов на самом деле много, то ли операторов мало. Услышав ответ, я объяснил мою проблему. Меня спросили, брал ли я кредит в их банке. Честно ответил, что брал когда-то, когда делал ремонт в квартире. Через минуту мне сообщили, что я их самый лучший клиент и попросили подождать. Переключили на другой отдел. Трубку взял мужчина и опять же поздравил меня с тем, что весь банк на меня молится. Я расспросил о кредите. На мой вопрос о процентной ставке по кредиту наличными молодой человек ответил следующее: «У нас нет понятия «процентная ставка». Есть понятие ежемесячный платеж!» У меня возникло ощущение, что даже самым лучшим клиентам они умудряются пудрить мозги. Добившись, наконец, условий по кредиту в цифрах, я распрощался.
Ипозембанк. Даже такой старый банк, как этот, стал заниматься потребительским кредитованием. Для интереса надо было позвонить. В течение получаса трубку не брали. Потом приветливый женский голос сообщил, что всю информацию я могу получить в головном офисе, и подсказал телефон. В центральном офисе громогласный мужчина сообщил, что, если я хочу взять кредит на сумму свыше 150 тыс. руб., мне придется оставлять в залог мою недвижимость и поручаться третьими физическими лицам. Было сразу понятно, что частные клиенты их мало интересуют, потому как их, в общем, не так много.
Волго-Камский банк. На официальном сайте банка представлен длинный список телефонов по отделам. Найдя кредитный отдел, я дозванивался до него добрых полчаса. Потом обрадовался, что номер занят, а на второй попытке поговорить с кем-нибудь услышал короткие гудки. Наконец, взявший трубку мужчина стал выслушивать мои алчные планы. Не дослушав, он бросил мне: «Ну, это сразу отказ…». Ни квартира, ни машина им не подошла в качестве залога. Видите ли, моя машина стоит мало, а квартира много. На том и распрощались.
Поволжский банк Сбербанка РФ. Ну, тут уж, я думал, примут как своего. Единый телефон для справок, который был вывешен на сайте, оказался занят. Не слышно было ни девушек-роботов, ни симфонической музыки, ни радужного приветствия – только противные короткие гудки. Потеряв терпение, я стал искать другие контактные телефоны. Наткнувшись на список самарских отделений, я позвонил в одно из самых крупных – то, которое на Самарской площади. Не представившись, женщина небрежно бросила «алло». Я стал неловко объяснять свое трудное финансовое положение и мои планы по его реанимации. Женщина спросила, в каком районе я прописан, а потом весьма грубо ответила: «Вот туда и звоните! Ваш район относится к Кировскому отделению, а вы звоните в Самарское!» Поспешно сказав «до свидания», я повесил трубку.
Банк «Русский стандарт». С одной стороны, единая справочная служба для клиентов со всей России очень удобна – всегда ответят. С другой стороны – насколько долго ты будешь этого ответа ожидать, еще вопрос. На другом конце трубки робот честно заявил, что ждать мне придется 10 минут, но ждал я все 15. После короткого разговора с оператором меня соединили с другим специалистом, который и объяснил мне все условия. Оказалось, что кредит наличными выдается только лицам, достигшим 25 лет, а условия по кредиту не самые привлекательные. Но, как бы ни ругали «Русский стандарт», а эффективную ставку по кредиту ему пришлось раскрыть, все комиссии – исключить, что значительно сократило число клиентов, но свой кусок пирога банк уже отхватил.
Альфа-Банк. Как подобает крупному игроку рынка потребкредитования, банк имеет единую справочную по России. Ждать ответа пришлось недолго. На счастье, меня не переключали ни на какие отделы, а просто поинтересовались городом, моим возрастом, финансовым и семейным положением и рассказали условия. Из розничных банков, Альфа-Банк имеет более-менее щадящую ставку, но меня уж больно отпугнули единовременные и ежемесячные комиссии. Ставим минус.
Хоум-Кредит. Это был последний банк из моего списка. Телефон хоть какой-нибудь справочной на их официальном сайте я не нашел. Стал звонить в самарский офис, но трубку в середине рабочего дня никто не взял. Пришлось звонить в Москву по межгороду. Переключали аж на два отдела. В итоге случился разговор сквозь ужасные помехи, с робкой девушкой, которая даже оператором-то и не была. Больше похожа на студентку-стажера. Чувствовалось, что она считывает все условия с монитора, что меня погружало в сон. Выслушав ее, я поторопился распрощаться. Достойного предложения взять наличные я не получил, а только потратился на разговоры.
Роман Харченко