Пока для самарцев словосочетание «финансовый супермаркет» звучит как минимум непривычно. Однако ситуация, похоже, в самое ближайшее время изменится: летом 2008 года о желании зайти на рынок финансовых услуг Самары заявили сразу два федеральных игрока, работающих в формате «финансового супермаркета». Мы решили пройтись по ним и оценить ассортимент.
Сегодня на самарском рынке работает несколько видов финансовых посредников. Всех их можно разделить на две категории: специализированные финансовые посредники и интегрированные, то есть финансовые супермаркеты, включающие в себя такие основные направления бизнеса, как розничные банковские услуги, страхование, инвестиционные продукты. Потенциально модель супермаркета более перспективна, чем, например, банковская структура.
Однако в России рынок в регионах развивается неравномерно, что создает ряд затруднений. Скажем, в определенных регионах оказываются востребованы только наиболее массовые услуги (ПИФы и брокеридж) и продажи других пока не находят спроса. Кроме того, существует и реальный кадровый дефицит на местах, что приводит к необходимости самостоятельного обучения местных кадров для работы с широким спектром услуг.
Недавно «Сеть финансовых решений «Цивилизация 41», подразделение группы компаний «Алор», заявило о скором выходе на самарский рынок. Помимо паев ПИФов супермаркет предлагает пенсионные продукты негосударственных пенсионных фондов, программы страхования жизни, услуги по предоставлению доступа к биржевым торгам через системы интернет-трейдинга. В планах – запуск в офисах сети услуги кредитного консультанта.
Поволжский проект будет реализовывать компания ООО «Универсальный брокер», входящая в состав группы компаний.
По словам заместителя генерального директора ООО «Универсальный брокер» Евгения Очковского, управляющим компаниям – партнерам проекта уже направлены письма с предложением включить новые офисы в перечень пунктов приема заявок агента ООО «Универсальный брокер».
Предполагается, что суммарные продажи ПИФов к концу года должны достичь 250 млн руб. ежемесячно. Долю «Сети финансовых решений «Цивилизация 41» в суммарном объеме розничных продаж ПИФов в России в течение 3-5 лет планируется довести минимум до 10%. Инвестиции в проект только в 2008 году составят до 10 млн долларов США.
Кроме того, в конце лета откроется еще один финансовый супермаркет – проект группы «Алемар», которая начинает реализацию масштабной кампании по развитию федеральной розничной сети финансовых супермаркетов «Алемар-Персональные Инвестиции&Финансы». ООО «Алемар-ПИФ» начинает свою деятельность в альянсе с одним из лидеров российского страхового рынка – компанией «Страховой Дом ВСК».
Сеть финансовых супермаркетов будет осуществлять комплексные продажи розничных инвестиционных и сопутствующих финансовых продуктов: паев открытых и интервальных ПИФов под управлением УК «Алемар», наиболее доходных паев ведущих управляющих компаний, а также страховых, пенсионных и банковских продуктов.
По информации самой компании, «Алемар» также планирует расширять линейку продуктов, ориентированных на частных клиентов, и активно привлекать партнеров из числа крупных игроков финансового рынка.
Как рассказал порталу Samara24.ru заместитель генерального директора ООО «Универсальный брокер» Евгений Очковский, смысл финансового супермаркета для частного инвестора в том, что клиент может в одном месте одновременно приобрести самые разные инвестиционные продукты, причем, предлагаемые различными компаниями (паи ПИФов от управляющих компаний, пенсионные продукты НПФов, продукты смешанного страхования жизни страховых компаний, услуги по предоставлению доступа на биржи через системы интернет-трейдинга, услуги кредитного консультанта).
Финансовый супермаркет подразумевает наличие большого выбора и, кроме того, он не заинтересован в продвижении конкретной марки – той или иной компании. А значит, возможна объективная оценка и помощь клиенту в осознанном, объективном выборе продукта.
Выгода, которую преследует компания, формирующая супермаркет, заключается в минимизации издержек. Это происходит за счет того, что широкая линейка продуктов, конкурирующих между собой, позволяет заинтересовать клиента любой категории, с любыми финансовыми предпочтениями и повысить объемы продаж.
По его словам, основными игроками на рынке «финансовых супермаркетов» в Самаре являются инвестиционный банк «КИТ Финанс» и «Финансовый супермаркет» корпорации «УРАЛСИБ». По мнению ректора учебного центра «Финам» Ярослава Кабакова, фактически сейчас все крупные банки, инвестиционные и управляющие компании, а также их партнеры-страховщики, постепенно приходят к модели супермаркета. Таким образом, наиболее преуспели в этом лидеры рынка инвестиционных услуг, имеющие в составах своих холдингов наиболее широкий спектр профильных компаний.
Кабаков считает, что большинство управляющих компаний столкнулись с тем, что предлагаемые ими паевые фонды и индивидуальное управление активами очень уязвимы. Первые слишком зависимы от колебаний рынка, вторые ограничены узкой прослойкой состоятельных клиентов. При этом средства из ПИФов в периоды коррекций на рынке
могут утекать на банковские счета и уже не вернуться, если не предложить сочетание продуктов, позволяющих маневрировать средствами.
Эксперты считают, что сформировать подобную структуру весьма затратно. Основными статьями расходов являются аренда офисов (а если мы говорим о широком региональном присутствии как об одном из ключевых преимуществ такой структуры, то, само собой, затраты на аренду офисов огромны) и фонд оплаты труда сотрудников. Сложность окупаемости финансового супермаркета заключается в том, что она возможна только на больших объемах продаж, потому что доход от агентских операций невысок. А больших объемов достичь нелегко, особенно в имеющихся условиях (ситуация на рынке, низкая финансовая грамотность населения и, как следствие, относительно низкая популярность инвестиционных продуктов и пр.).
Как рассказал аналитик ИК «Финам» Владислав Исаев, рост и развитие фондового рынка, появление множества разнообразных предложений приводят к необходимости унификации услуг для многих финансовых посредников. В свою очередь, для клиента финансовый супермаркет – удобная форма получения комплекса услуг. При всей перспективности бизнеса, невелик сам рынок – сегодня в России количество инвесторов не превышает 2%, вместе с тем, создание такого супермаркета достаточно затратно. Конкуренция на поволжском рынке очень высока, здесь большая плотность крупных компаний, и занять долю даже в 10% будет весьма сложно.