Экономика Прилавки опустеют?

Прилавки опустеют?

До кризиса розница была одной из самых динамично и даже агрессивно развивающихся отраслей. Однако новые экономические условия заставляют крупные торговые сети менять стратегию своего развития. Что ждет этот бизнес и простых покупателей? Прилавки опустеют или же, напротив, начнется «война скидок»? На вопросы отвечают эксперты на рынке ритейла.

Дмитрий Шиманов, генеральный Директор Исследовательской компании MAR Consult:

- В тяжелой ситуации будут те компании, которые ориентированы на средний класс потребителей, изрядно поредевший в последнее время. В этих сетях следует ожидать резкого сокращения ассортимента товаров. В дискаунтерах и до кризиса продавались в основном недорогие продукты российского производства и их ассортимент составлял не более 1 000 позиций. Компании с ассортиментом, превышающим 6 000 позиций («Рамстор», «Патэрсон», «Перекресток» и тд.), в свою очередь, будут вынуждены понизить ассортимент.

По моему мнению, именно данная отрасль является наиболее конкурентной и клиентоориентированной. Ритейлеры очень чутко следят за изменением цены на полках конкурентов и стараются предложить цены чуть ниже. Это связанно с тем, что реакция потребителей и скорость переключения на другой магазин моментальная. Когда на рынке появился Ашан с низкими ценами, потребители очень быстро переориентировались, что в свою очередь заставило других ритейлеров понижать цены и придумывать маркетинговые ходы.

Если говорить о продуктах питания, то распродажи на них не устраиваются. Тенденция на всех мировых рынках показывает их удорожание, от сырья до конечного продукта, что в свою очередь сказывается на стоимости продуктов в магазинах.

По данным нашей исследовательской компании, расходы потребителей на повседневные товары сократились на 25-30%, в зависимости от возраста, семейного положения и доходов респондентов. Сокращение происходит в основном за счет премиальных продуктов, к которым в области ритейла можно отнести все импортные продукты питания. Оценки спада в данном сегменте колеблются от 30 до 70%, причем последняя является наиболее реалистичной. Подтверждением этому является существенный спад грузоперевозок из Западной Европы в Россию.

Ритейлеры не в состоянии решить проблему исчезновения импортных товаров. Они предлагаю те продукты, на которые есть покупательский спрос. Спрос может быть, как и на качественные европейские продукты, так и на дешевые российские. Для нормализации ситуации с поставками продовольствия нужны существенные инвестиции в сельское хозяйство и пищевую промышленность, что в свою очередь требует ряд мер, в первую очередь законодательных, со стороны правительства

Ольга Самарец, аналитик ИК «Проспект»:

- Сегодня можно видеть, как даже магазины среднего ценового сегмента устанавливают цены на какие-то отдельные товары на уровне дискаунтеров, если не ниже. Конечно, это не массовые распродажи, а отдельные акции, но тем не менее. Массовое же снижение цен в розничных сетях невозможно хотя бы потому, что и у производителей растет стоимость производства, а следовательно, отпускная цена.

Сокращение количества торговых точек в отдельных сетях если и будет, то вынужденное, т.к. сейчас дискаунтеры наиболее перспективны. Если говорить о политике сетей, то можно ожидать, на мой взгляд, некоторого изменения в позиционировании форматов. В последние годы можно было наблюдать, как магазины, развитие которых изначально строилось с упором в первую очередь на невысокий уровень цен, постепенно начинали продвигаться как «магазины у дома», «магазины шаговой доступности» и т.п. Сейчас же внимание покупателя вновь акцентируется прежде всего на уровне цен.

В текущих условиях лучше себя чувствуют компании, развивающие формат дискаунтера. Если выбирать между «Седьмым континентом» и «Магнитом», то лучше перспективы, по моему мнению, у «Магнита». Компания даже сейчас продолжает активно наращивать свою розничную сеть, увеличивает продажи, при этом уделяя внимание показателям эффективности. Кроме того, «Магнит» имеет невысокую долговую нагрузку, что в сложившейся ситуации немаловажно.

Некоторый отток покупателей из организованной розницы в неорганизованную возможен по мере снижения доходов населения. Впрочем, не думаю, что ситуация вернется на 10-15 лет назад, т.к. сейчас организованная розница значительно более развита, а магазины невысокого ценового сегмента вполне способны конкурировать с рынками. Да и привычки покупателей претерпели значительные изменения.

Максим Клягин, аналитик УК «Финам Менеджмент»:

- Крупные российские сети пытаются нивелировать объективный рост стоимости продукции (вызванный ростом ее себестоимости) за счет сохранения или даже снижения наценки. Это оказывает негативное влияние на рентабельность, но теоретически позволяет рассчитывать на сохранение трафика, так как в текущих условиях снижения платежеспособного спроса цена становится еще более очевидным, чем раньше, конкурентным преимуществом. Для средних и мелких компаний, испытывающих острый дефицит ликвидности, подобные стратегии, понятное дело, менее доступны. Крупные иностранные ритейлеры (и, добавлю, крупные российские) обладают большим запасом ликвидности и финансовой стабильности и могут себе позволить дисконт ради сохранения и, возможно, даже некоторого увеличения трафика.

Нас вряд ли ждет именно дефицит. Скорее, существенный рост стоимости импортных товаров (в большинстве категорий он уже происходит и достиг больших масштабов), связанный, в первую очередь, с ослаблением курса рубля. Кроме того, незаменимых брендов, понятное дело, нет. Всегда найдутся субституты.

Евгений Дорофеев, начальник отдела корпоративного анализа Банк «Петрокоммерц»:

- В ближайшее время, видимо, активизируется торговля «дисконтными» товарами из Юго-Восточной Азии. Если при этом заработает «серый» рынок, как в 90-е, то и организованные ритейлеры активизируются. Если же нет - будет новый дефицит. Пока непонятно, с какими последствиями.

Рынок ритейла стоит подразделять на продуктовый и промтоварный. Есть серьезные основания полагать, что темпы их развития будут различными: в условиях общего снижения потребительского спроса большая доля средств населения будет направляться на продуктовый рынок, причем структура потребления в этой сфере будет меняться в последнюю очередь.

Что же касается рынка промышленных товаров, то в настоящее время они больше рассматриваются как средства инвестирования: неудивительно, что последний квартал прошлого года стал рекордным для сетей бытовой техники, хотя располагаемые доходы потребителей сильно упали — это, фактически, были инвестиции в валютные активы (большинство бытовой техники - импорт), еще не прошедшие переоценку в соответствии с ростом курса.

Без сомнения, то же самое будет снова в случае очередного витка роста валютных курсов - и ритейлеры в результате не проиграют, а выиграют. В случае же валютной «стагнации» спрос надолго затормозится и возобновится только по мере общего роста доходов населения. По-видимому, в этом случае мы увидим «войну скидок».

Сейчас дискаунт — это самый востребованный формат. Достаточно сказать, что Группа X5 проводит частичный ребрендинг «Перекрестков» в «Пятерочки», а «Магнит» активнее других наращивает сеть продаж. Можно предположить, что такая ситуация сохранится еще на протяжении минимум двух-трех лет.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Месяц жизни в Гоа обходится примерно в 60 тысяч рублей»: россиянка рассказала, как уехала на зимовку к морю
Юлия
Мнение
Нужно ли «обезжиривать» новогоднее меню? Развеиваем мифы об оливье и селедке под шубой
Алиса Князева
Корреспондент VLADIVOSTOK1.RU
Мнение
«Украла у меня 107 часов»: как корреспондент чуть не утонул в игре Baldur’s Gate 3
Кирилл Митин
Корреспондент
Мнение
«Тупые никчемные мамаши»: как врачам сдерживать хамство и что говорит по этому поводу медик, возмутившая всю страну
Виктория Федорова
Мнение
«Уровень детского сада»: репетитор по русскому языку оценила закон о тестировании детей мигрантов
Елена Ракова
жительница Кургана
Рекомендуем
Объявления