Прошедший на прошлой неделе митинг на заводе «АвтоВАЗ» в Тольятти стал скорее показательным предупреждением того, что может случиться в октябре. Портал Samara24.ru анализирует ситуацию.
Критикой нынешнего менеджмента «АвтоВАЗа» сегодня не занимается только ленивый. «Где это видано, чтобы градообразующее предприятие, а на ВАЗе и его дочерних обществах на конец 2008 года было трудоустроено 130 698 человек (данные отчетности компании за 2008 год) или 18,5% от всего населения города, шло на такие меры как остановка завода, пусть и на месяц, и попытку массового сокращения сотрудников?», негодуют разноуровневые чиновники, беспомощно разводят руками представители профсоюзов. Областные власти и менеджмент АвтоВАЗа стоят на пути решения непростого вопроса – спасения предприятия при сохранении более чем 100 тыс рабочих мест в ситуации финансового кризиса. Учитывая тот факт, что на карту поставлена судьба целого города действовать столь привычным российской экономике методом оздоровления бизнеса как банкротство вряд ли получится. Нет времени и спорить о том, кто виноват и что послужило причиной столь глубокого кризиса АвтоВАЗа. Сегодня необходимо найти эффективные пути выхода из сложившейся ситуации, какими бы болезненными они не оказались.
22 июля Правление АвтоВАЗа одобрило решение о приостановке конвейера завода на весь август. Основной причиной тому послужило избавление складов автогиганта и его дилеров от затоваренности. Кроме того, с сентября по февраль планируется перевести предприятие на вдвое сокращенную рабочую неделю, что приведет к двукратному сокращению зарплаты работников завода. Конвейер при этом возобновит работу только в две смены. Впрочем, АвтоВАЗ не единственный, кто ушел на «вынужденные каникулы», помимо тольяттинского АвиоВАЗа в простой ушли «GM-АвтоВАЗ», московский «Автофрамос», ОАО «КАМАЗ». Объяснением тому служат данные Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), о снижении продаж легковых машин в первом полугодии этого года на 49% по сравнению с объемами продаж за тот же период в 2008 году. При этом отмечается, что падение АвтоВАЗа за этот период составило 44%.
Для сдерживания социального взрыва в Тольятти АвтоВАЗ совместно с правительством Самарской области и муниципальными властями города Тольятти предпринимает попытки решения вопросов трудоустройства «вазовских отпускников». Согласно данным пресс-службы областного правительства, предполагается, что порядка 22 тыс работников завода будут привлечены к общественным работам. «Состоялось очень деловое и конструктивное совещание, на котором мы конкретно определили, что уже на этой неделе будет подготовлено и подписано соглашение с главным работодателем - ОАО «АвтоВАЗ» - об организации общественных работ», - цитирует агентство Интерфакс министра экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Габибуллу Хасаева со ссылкой на областную пресс-службу. О каких именно работах идет речь, пока непонятно, но по мнению властей, это позволит сохранить уровень доходов населения.
Однако в уверения топ-менеджмента завода в то, что пути решения проблемы найдены, сотрудника автогиганта верят уже с трудом. На прошлой неделе страна с замиранием сердца ожидала увидеть агонию работников АвтоВАЗа в связи с остановкой конвейера завода и планируемым двукратным урезанием заработной платы. Согласно данным очевидцам 6 августа митинг собрал у дома культуры и техники ВАЗа более тысячи человек – сотрудников завода, смежных производств и членов их семей, в то время как официально было заявлено около 500 человек. Митингующие требовали национализации завода, прозрачности финансовой и хозяйственной деятельности предприятия, привлечения к ответственности руководство завода за неэффективное управление и хищение средств. Итогом акции протеста стало принятии резолюции с требованием национализации предприятия без права последующей приватизации.
Впрочем, была ли акций протеста инициирована самими заводчанами или же организаторы действовали в интересах лиц, заинтересованных в смене действующего менеджмента АвтоВАЗа сегодня сказать сложно. Впрочем вторая версия в свете прошедших событий кажется более реалистичной. Казалось бы, АвтоВАЗ находится на грани банкротства, каждый пятый тольяттинец на грани увольнения, а экономика Тольятти, переплетенная корнями с тольяттинским автогигантом на краю пропасти, а люди просто потолпились на площади и… разошлись. Впрочем, кто-то расценивает эти события как репетицию перед октябрем, когда заводчане получат урезанную вдвое зарплату за сентябрь и если никаких действенных мер так и не будет принято, то «громыхнуть» может и посильнее.