Брокеридж на отечественном рынке страхования — форма, в общем, не новая, но до сих пор непопулярная. Сами игроки объясняют неразвитость сегмента тем, что ни законодательство, ни сама инфраструктура пока не обеспечивают достойных условий для работы брокеров.
За рубежом брокер — это высококлассный специалист с широким профессиональным кругозором, который фактически сам разрабатывает индивидуальные продукты страхования. Он одинаково хорошо ориентируется и в страховании жизни и здоровья, и в защите имущества и недвижимости. У нас же, как правило, страховые агенты «заточены» под одну компанию, чьи полисы и предлагают своим клиентам.
«Страховой продукт можно представить с разных сторон, — говорит директор компании «ГидФинанс» Роман Серый. — Агент не всегда будет раскрывать карты своего страховщика-нанимателя. Брокеры же заинтересованы не в том, чтобы продать конкретный полис, а в первую очередь, в лояльности клиента, чьи интересы они защищают. Зачастую человек, когда у него наступает страховой случай, даже не знает, кому звонить, мы же «ведем» его на протяжении всего срока, указанного в договоре».
Всего в Самарской области насчитывается более сотни страховых компаний. Не разбираясь в тонкостях условий, тарифов, обыватель, естественно, выбирает более дешевые полисы. В результате он не замечает в договоре нюансов, которые позволяют компании избежать выплаты по убыткам.
Вот лишь один из примеров. Автовладелец попал в аварию. Происшествие запротоколировали, и водитель, поскольку машина была на ходу, самостоятельно повел его к ближайшей станции технического обслуживания. Пока он ехал, открылся капот и повредил лобовое стекло. Итог: машина разбита, но под страховой случай попало только первое повреждение. Кто здесь прав — страхователь или страховщик?
«Маркетингового понимания, для чего и на кого работают компании, у них нет, — считает владелец агентства «Страховой советник Кокорев» Олег Кокорев. — По сути, страховщик — это создатель финансового продукта, а не структура, способная продать что угодно. Я думаю, кризис должен повлиять на мышление компаний. Страховой брокеридж — это форма деятельности, которая по законодательству требует лицензирования, но не дает никакого преимущества. Брокер должен свое вознаграждение получать от клиента, а не от компании, но у нас такого опыта пока нет».
Рано или поздно слово «брокер» войдет в обиход так же, как агент. И платить ему клиенты будут за то, что он профессионально защищает их интересы, а не интересы страховой компании. Но это вряд ли произойдет скоро, слишком сильна привычка страхователей доверять знакомым, родственникам — кому угодно — больше, чем независимым экспертам, для которых первейшая задача — сделать так, чтобы риски отдельно взятого человека были действительно защищены.