17 декабря в Женеве (Швейцария) завершится очередная министерская конференция стран — членов Всемирной торговой организации (ВТО). На ней с большой долей вероятности состоится принятие в это глобальное объединение нового члена — Российской Федерации.
Данное событие уже можно назвать историческим — процесс переговоров длился 17 лет. Первую заявку о вступлении в ВТО Россия отправила в 1995 году. Впрочем, окончательно наша страна станет 154 участником Всемирной торговой организации только в 2012 году — после конференции необходимо, чтобы вновь избранная Государственная Дума одобрила вступление.
После присоединения России к ВТО нашей стране придется сократить ряд таможенных пошлин. Правда, не одномоментно, а в течение трех-пяти лет. В частности, по данным ИТАР-ТАСС, сбор за ввоз лекарств уменьшится на 9%, на новые легковые автомобили — на 10% (в течение семи лет), на бытовую электронику — на 6%.
Российские же компании перестанут платить импортные пошлины. По оценкам экспертов, это приведет к снятию ряда барьеров для малого и среднего бизнеса. Одновременно с этим российским компаниям предстоит серьезно улучшить качество своей продукции, чтобы достойно конкурировать с европейскими и американскими аналогами. В этом им могут помочь иностранные инвестиции.
Для рядового потребителя вступление в ВТО приведет к удешевлению иностранной продукции, к наличию большего выбора — сейчас некоторые компании просто не экспортируют свои изделия в наше государство.
Впрочем, есть и противники вступления России во Всемирную торговую организацию. Аналитики предполагают, что дешевые генетически модифицированные фрукты из Европы смогут вытеснить отечественные. Опасение вызывает и судьба российского машиностроения — смогут ли товары российских заводов найти потребителя, если у того будет возможность приобрести качественный западный продукт или дешевый китайский. Сторонники теории заговора вообще уверены, что вхождение России в организацию — это часть плана по развалу нашей страны.
«В связи со вступлением в ВТО можно прогнозировать проигрыш АвтоВАЗа и всего отечественного автомобилестроения. Но одновременно это приведет и к выигрышу для автолюбителей — лет через пять таможенные пошлины могут снизиться, что автоматически будет означать, что машины от Renault, KIA, Ford и так далее будут стоить столько же, сколько стоит «Лада». При этом по качеству мы вряд ли догоним этих производителей», - уверен заместитель председателя правления Самарской гильдии финансистов Дмитрий Яковенко.
«Вероятно, будет выбран курс на сближение нашего законодательства и европейского. Скорее всего, российские нормативные акты будут переделывать под заграничные. Думаю, что для бизнеса это будут тяжелые времена, поскольку придется прямо конкурировать с иностранными марками. Думаю, проблемы будут и у крупных автомобилестроительных компаний, например, у того же АвтоВАЗа. В то же время есть и огромные плюсы», - считает член адвокатской коллегии «ЛИТИС» Олег Казачек.
Специалисты туристического бизнеса особых изменений не ждут. «Наша сфера — не та индустрия, которая находится под крылом государства, которую правительство защищает от иностранной конкуренции. Проблем для себя я не вижу. Наоборот, вступление в ВТО может помочь развитию въездного туризма в Россию», - заметил директор компании «Самараинтур» Михаил Сегал.
Справка
Всемирная торговая организация создана в 1995 году. Она отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. В настоящий момент в состав объединения входят 153 страны, на долю которых в сумме приходилось 97 % мирового торгового оборота. Основные правила организации: Равные права. Все члены объединения обязаны предоставлять всем другим членам режим наибольшего благоприятствования в торговле. Взаимность. Все уступки в ослаблении двусторонних торговых ограничений должны быть взаимными. Прозрачность. Члены ВТО должны полностью публиковать свои торговые правила и иметь органы, отвечающие за предоставление информации другим странам.
Комментарии
Игорь Чекменев, генеральный директор инвестиционной компании «Перспектива Плюс»:
- Кардинальных изменений ждать не стоит. Не могу назвать ни больших плюсов, ни больших минусов для нашего региона от вступления России в ВТО. Все предрекают проблемы для автопроизводителей из-за отмены пошлин и конкуренции с иномарками. Однако тот же АвтоВАЗ - партнер альянса Renault-Nissan и по сути будет соперничать с автомобилями своих акционеров.
В отдаленной перспективе вступление в ВТО облегчит жизнь покупателей зарубежных товаров - за счет более активной конкуренции и снижения пошлин. Единственный рынок, на котором европейцы могут активно потеснить российские компании, - страхование. У нас этот вид услуг явно развит хуже, чем в странах - членах ВТО. А вот банкирам опасаться не стоит - в текущей финансовой ситуации на российский рынок иностранцы не пойдут.
Леонид Боярский, генеральный директор СК «Спектр Недвижимости»:
- Я считаю, что любые цивилизованные решения однозначно приведут к развитию и федеральной, и региональной экономик. Что в свою очередь позволит повысить уровень жизни. Рассчитываю, что вступление в ВТО разрушит монополию некоторых производителей стройматериалов, поставщиков специальной техники. Это же может вызвать приход новых игроков, новых инжениринговых и проектных решений, которые станут более доступны для региональных компаний.
Дмитрий Яковенко, заместитель председателя правления Самарской гильдии финансистов:
- От вступления в ВТО, безусловно, выиграет транспортно-логистический комплекс, поскольку резко вырастет товарооборот. Надо понимать, что в Самарской области эта отрасль также важна. От этого же, естественно, выиграет ритейл.
Не пострадают химический и нефтяной секторы экономики, переработка «черного золота». Нет угрозы и для космической промышленности - самарскому ФГУП ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» просто нет конкурентов в мире.
С авиацией ситуация хуже. Впрочем, и без ВТО «Авиакор» скорее мертв, чем жив. Страхование и банки могут серьезно пострадать, если мировые игроки обратят внимание на Россию и начнут входить к нам. Это будет означать приход более серьезных денег и технологий. Но потребитель от этого только выиграет.
Андрей Гирев, генеральный директор компании СМАРТС:
- В сфере телекоммуникаций Россия уже давно во Всемирной торговой организации. Мы давно интегрированы в общемировые технологии и культуру ведения бизнеса и соответствуем основным правилам игры. Так что кардинальных изменений ждать не стоит. Для других отраслей экономики вступление в ВТО, вероятно, станет большим шагом вперед. Не думаю, что присоединение к организации приведет к приходу большого числа новых игроков. Западные операторы давно могли войти на рынок - инвесторов достаточно, технических проблем тоже нет. Но этого не произошло. Не следует ожидать и крупных изменений в тарифной политике. В России минута разговора по мобильному и гигабайт интернет-трафика стоят в три-пять раз дешевле, чем за рубежом. Но изменений не будет - дешевле уже некуда, а поднимать цены конкуренция не позволит.
Владимир Русанов, начальник отдела региональных проектов по связям с общественностью X5 Retail Group:
- Все изменения, связанные со вступлением в ВТО, выгодны покупателям, так как приведут к увеличению выбора продуктов питания, росту конкуренции и, как следствие, улучшению качества товаров. Вступление в ВТО может повредить развитию тех отечественных производителей, которые неработают над повышением качества своей продукции и ее конкурентоспособностью. Нашему государству придется решать, как продвигать местную продукцию. Возможно, властям стоит подумать над вводом в обращение специальных карт, на которые можно будет купить только отечественную продукцию.