В Самарской области изучили потребительские расходы на товары для дома, дачи, строительства и ремонта. Как показало исследование, в период самоизоляции, с мая по июнь 2020 года, жители региона, как и в кризисные 2015–2016 годы, вновь вернулись к отдыху и ведению хозяйства на дачах. А их расходы на стройку значительно выросли по сравнению с тем же периодом прошлого года.
В 2020 году наступление дачного сезона и традиционного сезона ремонтов выпало на самый пик самоизоляции. У жителей региона появилось больше времени, чтобы заняться благоустройством дач. Это повлекло увеличение расходов по трем категориям товаров: строительные материалы, товары для дома и ремонта, садовые принадлежности. Последние — в том числе семена, саженцы, горшечные растения и удобрения — стали лидерами по темпу роста. Количества транзакций в этой категории выросло в 2,8 раза, рост трат — в 2 раза.
Примечательно, что в России в предыдущие годы на фоне стабилизации экономики продажи этих товаров упали. Так, например, в мае-июне 2019 года произошел обвал в 2,4 раза по количеству покупок и в 3,6 раза по объему расходов (по отношению к данным того же периода 2018 года).
Таким образом, показатель среднего дохода напрямую влияет на продажи товаров для сада и огорода. Для сравнения, в 2018–2019 годах — в период восстановления экономики — люди постепенно отказывались от дачного хозяйства, а в кризисные 2015–2016 годы и посткризисный 2017 год отмечался рост спроса на садовые товары. В текущем году россияне также отказываются от поездок в отпуск в пользу дачного отдыха и садоводства. В том числе из-за повсеместного закрытия границ, гостиниц и мест отдыха, а также карантина для приезжих во многих регионах России.
На втором месте по приросту продаж в регионе — стройматериалы, в том числе лес, цемент, песок, кирпич, трубы, ограждения. Количество транзакций в мае-июне 2020 года выросло в 2,2 раза по сравнению с прошлым годом, а расходы на них увеличились в 2,6 раза.
Наименьший рост продаж в регионе показали мебель, товары для дома и ремонта, куда относятся обои, краски, электрические и осветительные приборы, зеркала, картины, постельные принадлежности, посуда и т.д. Здесь количество транзакций выросло на 81%, а общая сумма расходов — на 92%. Стоит отметить, что в России в предыдущие годы эта категория демонстрировала самый значительный прирост. Например, в 2019 году — на 61% по количеству покупок и на 77% по расходам по сравнению с 2018 годом.
В Самарской области по двум категориям произошло увеличение среднего чека: на 16% по стройматериалам и на 18% по товарам для дома. Средний чек по садовым принадлежностям упал на 30%.
Исследование основано на анализе обезличенных данных по банковским картам клиентов «МТС Банка» во всех регионах России. Учитывались платежные операции в мае-июне 2019–2020 годов в специализированных магазинах бытовых принадлежностей, в десяти торговых сетях и других торговых точках, работающих под соответствующими МСС-кодами.