В Самарской области растут цены на продукты. Отчасти в этом виноваты санкции против России, отчасти — сами жители. Почему так происходит? Как исправить ситуацию? Хватит ли региону продовольствия? И как остановить спекулянтов? На эти и другие вопросы 63.RU ответил бывший губернатор Самарской области Константин Титов. Публикуем вторую часть интервью.
Константин Титов родился 30 октября 1944 года в Москве. В Куйбышевскую область его семья переехала в 1953 году. Окончил Куйбышевский авиационный институт по специальности «инженер-механик по эксплуатации самолетов и двигателей», работал фрезеровщиком и бортмехаником на Куйбышевском авиационном заводе. Позже перешел работать в Куйбышевский плановый институт, где прошел все ступени — от младшего научного сотрудника до руководителя научно-исследовательской лаборатории, базового подразделения Госплана РСФСР по Поволжскому экономическому региону. Изучал проблемы экономической эффективности. Также был секретарем комитета комсомола. С 1988 по 1990 год Константин Титов работал заместителем директора по экономике Куйбышевского филиала Научно-производственного центра «Информатика» — одного из первых предприятий в СССР, попытавшегося поставить прикладную науку на самоокупающуюся рыночную основу. Затем начал развивать политическую карьеру. В марте 1990 года Константина Титова избрали депутатом Куйбышевского совета народных депутатов, а затем он стал председателем Куйбышевского городского совета. В период Августовского путча направил письмо в поддержку демократических сил Бориса Ельцина. А 31 августа 1991 года президент назначил Константина Титова главой администрации Самарской области. Пост губернатора он занимал до 2007 года. За это время руководил различными демократическими партиями, был кандидатом в президенты России в 2000 году. В 2005 году стал членом «Единой России», а через два года сменил кресло губернатора на кресло сенатора от Самарской области в Совете Федерации. В последние годы Константин Алексеевич входит в состав Общественной палаты региона, где курирует вопросы экономики. Также возглавляет общественный совет управления Федеральной антимонопольной службы Самарской области.
— Самарская область может сама себя обеспечить продовольствием?
— В Самарской область есть дефицит молочной и мясной продукции. В плане овощей у нас проблем нет. Есть хорошая семенная база картофеля, моркови и других культур, есть хорошие хозяйства по их выращиванию. С хлебом тоже проблем не должно быть. Из-за особенностей климата некоторые культуры мы не выращиваем, но их поставляют из других регионов.
— Есть риск, что возникнет дефицит продуктов питания?
— Не уверен. У России достаточно серьезные позиции в сельском хозяйстве. Самое основное — это хлеб. Также Россия занимает до 40% мирового рынка подсолнечного масла. Есть таможенный союз, куда входят Белоруссия, Казахстан, азиатские республики, где производят разные продукты, и их поставляют нам. Не вижу оснований для переживаний.
— А как же пустые полки в магазинах?
— Понимаете, есть психология людей. Объявили санкции, люди запереживали, что будет дальше. Решили закупить продукты — пусть будет. Сначала пожилые люди. Потом молодежь подтянулась. Сейчас скупают сахар, соль, крупы. А в 1998-м все бросились покупать приборы длительного использования — телевизоры, холодильники. Только потом на них цены в два раза упали.
Поэтому не надо скупать огромное количество товаров и складывать в подвал. Нужно спокойно идти в банк и обсуждать депозиты, выяснять, какую выгоду вы получите.
— Кстати, о ценах. Какие товары подорожают? И каковы причины?
— Цены уже поднялись, в том числе на предметы первой необходимости. Тот же сахар стоит уже 77 рублей за 1 кг в среднем. А завтра цена может подскочить до 110 рублей.
Нужно понимать, что есть инфляция издержек, когда растут тарифы на электроэнергию, расходы на логистику и так далее. А есть позиция издержек, когда мы все несемся в магазин и что-то резко скупаем. Раз есть такой спрос, значит, будет расти цена.
Нужно всем немного успокоиться. Запасы продовольствия есть. Есть серьезнейший, жесточайший контроль со стороны ФАС. Только это даст возможность усмирить рынок.
«Есть позиция издержек, когда мы все несемся в магазин и что-то резко скупаем. Раз есть такой спрос, значит, будет расти цена»
И если против нашей страны идет такая экономическая бойня, не вижу ничего предосудительного в том, чтобы ввести государственное регулирование цен на социально значимые товары. Такую позицию поддерживают многие ученые, академики. В такой ситуации, как сейчас, нужны непростые решения, и порой лучше сделать один шаг назад, чтобы потом сделать два шага вперед.
Важно сохранить спокойствие населения. Важно, чтобы они видели, что о них заботятся, и не только о здоровье, но и о питании. Чтобы цены были приемлемы и в соответствии с зарплатами. Поэтому решение по повышению зарплат бюджетникам, по социальным выплатам — правильные. Это поможет смягчить удар от повышения цен.
— Торговые сети, представители власти заявляли о том, что причиной исчезновения сахара, соли и круп с полок магазинов, в том числе стали спекулянты. Какое наказание их ждет? И что вообще реально можно считать спекуляцией?
— Спекуляции — это плохо. Но бизнес не может без спекуляций. С другой стороны, предприниматели должны понимать, что для этого есть время и место. А в существующей внешней и внутренней экономической, политической ситуации — не время и не место.
«Бизнес не может без спекуляций. Но предприниматели должны понимать, что для этого есть время и место. Сейчас не время и не место»
Вот, например, в магазине заканчивается сахар — 3–4 пакета осталось. Торговцы ставят его на полку по цене 150–200 рублей. За такое наказание не предусмотрено — партия маленькая. Штрафы за крупные партии назначают. Но это же смущает людей, это дестабилизирует ситуацию. То же самое по гречке, по другим продуктам.
Что касается спекулянтов. Теми, кто скупает в магазинах сахар и крупы мешками, а потом продает их где-то втридорога, должны заниматься представители МВД. Но если индивидуальный предприниматель, у которого есть небольшой киоск или магазин, купил 300 кг муки, расфасовал по пакетам — по 500 граммов, 1–2 кг, и продает их — это нельзя назвать спекуляцией. Человек работает.
Уже сегодня вводится тотальный контроль за ценами, за монопольным регулированием цен — по сахару, например. Антимонопольная служба работает. Ей нужно предупреждать торговцев, что отвечать придется по всей строгости закона. И, может, не только штрафами они отделаются.
Важно, чтобы процесс не останавливался. А то у нас бывает — шумим, шумим, а потом — бах, и всё сошло на нет. Машина контроля и регулирования цен должна работать до улучшения обстановки.
— Вы говорили о возможном введении государственного регулирования цен на социально важные товары. Можете привести примеры?
— На мой взгляд, в первую очередь регулирование цен нужно применить в отношении бензина. Президент уже сказал производителям, что если потеряли внешние рынки, то нужно снижать цены на внутреннем. И за ситуацией нужно четко следить.
Ведь стоимость топлива влияет на многие сферы: на строительство, сельское хозяйство, логистические расходы производителей и поставщиков различных товаров, в том числе продуктов питания. И регулирование цен позволит разорвать цепочку.
«Для малоимущих можно ввести продуктовые карточки, по которым они смогут получать товары по установленной цене»
Можно еще для граждан с маленькими доходами ввести продуктовые карточки, по которым они смогут получать товары по установленной цене, но только самарских производителей. Например, по такой карточке гражданин сможет купить в магазине гречку по цене 50 рублей за 1 кг. Разницу торговцам в таком случае должно государство. Такая система уже действует, например, в Англии.