Почему молодому учителю сложно создавать образ строгого педагога? Как объяснить сложную тему с помощью шутки? На эти вопросы ответил победитель конкурса красоты 63.RU — учитель химии в школе № 3 Промышленного района Александр Аренин.
«Меня хотели оставить на второй год»
— Александр Михайлович, поздравляю вас с победой! Расскажите, кто вас поддерживал и как вы отреагировали, когда узнали о выигрыше?
— Если честно, то не думал, что займу первое место. До последнего момента казалось, что победит учитель физкультуры Михаил Ермалаев. Мы шли очень плотно, то он вырывался вперёд, то я. Но победе был очень рад.
Меня поддерживали коллеги, ученики и их родители. Но не только они. Как оказалось, некоторые мамы и папы агитировали своих коллег поучаствовать в голосовании. Узнал об этом случайно, во время родительского дня. Это мероприятие, когда родители могут прийти к любому учителю в кабинет и поговорить с ним. Одна из мам во время беседы призналась, что попросила своих коллег из бухгалтерии проголосовать за меня.
— В своей «визитке» в конкурсе вы рассказали, что хотели стать ветеринаром. Почему?
— С детства я очень люблю животных, хорошо к ним отношусь и по возможности помогаю им. Даже несколько лет был вегетарианцем. Но от такого образа жизни пришлось отказаться. В быту очень неудобно готовить два блюда — с мясом и без мяса.
Родители предлагали стать человеческим врачом, а мне это было неинтересно. А где-то в 4 или 5-м классе появилось желание стать ветеринаром. Но была проблема — плохие оценки, и меня даже хотели оставить на второй год. Однако мечта была сильнее. Мне казалось, что врач должен знать всё. Сначала была биология, потом химия и другие предметы. И так за несколько лет я превратился из двоечника в медалиста.
Мечта помогла превратиться из двоечника в медалиста
После школы поступил в cельскохозяйственную академию на ветеринара. Но где-то на втором курсе закралась мысль, что это не моё. Наверно, повлияло то, что нужно усыплять животных. Естественно, это делается для их блага, чтобы они не мучились во время болезни. Когда проходил практику в клиниках, рука не поднималась для укола.
— И поэтому вы решили стать учителем?
— К этому я пришёл не сразу. Сначала появилось желание получить второе, классическое образование. К сожалению, в СамГУ нет таких программ, и я подал документы в педагогический университет на химика-биолога.
После вуза планировал заниматься наукой. Но из родной школы ушёл учитель химии. А меня здесь знают не только как ученика, я же ещё и педагогическую практику здесь проходил.
Тем не менее учителем стал неожиданно для себя. 31 августа в 10 вечера мне звонит заместитель директора и приглашает на работу.
Пришёл, попробовал и понял, что именно это — моё дело. И так уже 3 года работаю, пошёл четвертый.
Сначала родители и близкие не особо обрадовались выбору профессии. Когда учился на ветеринара, они думали, что буду работать в клинике. Но я туда возвращаться не хотел.
Сейчас же родители с гордостью говорят, что их сын — учитель. Особенно когда я на время стал заместителем директора.
«Испортил стену во время урока»
— А вы помните свой первый урок?
— К сожалению, нет. Думал, что такой момент запомнится на всю жизнь. Единственное, что помню, — это был 8-й класс и всё прошло хорошо.
Но ребята, у которых я этот урок вёл, рассказали интересную историю. На перемене они узнали, что у них будет новый учитель химии. И девочки начали представлять, как он будет выглядеть — молодой, симпатичный, с бородкой, в очках. Представляете, как они удивились, когда в кабинет зашел я! Всё как они описывали, как «предсказывали».
В первый год меня путали со школьником
Ученики могли во время урока заглянуть и спросить, где учитель. А взрослые интересовались, в каком классе я учусь. Радует, что сейчас путаницы нет.
— Были ли какие-то необычные случаи во время уроков?
— Конечно! В основном во время экспериментов или лабораторных занятий.
Первый произошёл в первый год работы. Мне нужно было показать опыт с распадом вещества при нагревании. Смешал в пробирке все необходимые реагенты, как итог — выпал осадок. Его мне и надо нагреть для разложения. Наверное, я плохо прогрел пробирку, и вся смесь нагрелась неравномерно. И пока грел донышко пробирки, реагенты закипели, а плотный осадок не давал газам выходить. И в какой-то момент всё это выстрелило из пробирки. Как напоминание на стене до конца года было пятно.
А вторая история произошла во время практической работы. В небольшой, меньше ладони, чашечке дети что-то смешали и нагрели. Не думаю, что они сделали это специально. Скорее всего, неправильно инструкцию прочитали и ошиблись с концентрацией веществ. А в итоге весь кабинет окутал едкий дым.
Я сразу же всё вылил в раковину, залил водой, но реагенты дымились. Детям было весело, а мне очень страшно.
— В чём, по вашему мнению, заключается задача учителя?
— Сначала мне казалось, что моя задача — просто научить детей химии. Передать им те знания о предмете, что есть у меня. И всё. Но это мнение неправильное, которое сложилось из-за отсутствия опыта.
Чуть позже понял, что работа учителем — это не просто передача академических знаний. Нужно уметь понимать детей, иметь желание им помочь и не только в рамках урока. Большую роль играют человеческие взаимоотношения.
Есть ученики с проблемами в поведении, есть непростые классы. Но это нормально, так было всегда. И к ним надо искать подходы. Это данность, которую надо принять.
Задача учителя — не только передать знания о предмете детям, но и понять учеников, помочь им
— Понятно, что учитель ставит оценки детям за урок. А ставите ли вы сами себе оценки?
— Думаю, так делает каждый учитель. Если урок получается, то внутри возникает какая-то радость, вдохновение. Да и по детям это видно — им интересно слушать, задавать вопросы.
А если что-то идёт не так, то немного опускаются руки. Хотя такие моменты дают толчок к развитию. Ты думаешь, как можно стать лучше, что нужно сделать.
«Ученик посоветовал объяснять урок через мемы»
— Кому легче найти контакт со школьниками — молодому учителю или уже опытному?
— Всё относительно. В каких-то моментах мне проще договориться с детьми, найти точки соприкосновения. Но всегда надо соблюдать дистанцию и быть строгим.
Психологически так сложилось, что ученики слушают тех, кто старше. Это не зависит от опыта, ведь в профессию приходят люди и в 30, и в 40 лет.
Я вспоминаю, какими были мои ровесники тогда, в возрасте моих учеников. Мне кажется, что мы были в чём-то наглее. Но тогда и время было другим.
У современных детей есть как плюсы, так и минусы. Главный из минусов — это нежелание пользоваться памятью. Они не хотят её развивать. У школьников вся информация находится в одном клике, в одном поисковом запросе. А мы в их годы учили стихи, тренировали память.
Хотя во многом ребята лучше нас. Они все очень занятые, с кучей кружков, секций. Их день расписан по часам и минутам — у кого-то волейбол, у кого-то танцы. Мы были не такими.
Ещё одно достоинство школьников — иное представление о здоровом образе жизни. Тогда не было такой пропаганды этого. А сейчас я знаю, что многие мои ученики занимаются спортом, ведут активный образ жизни и выступают против вредных привычек.
Один из учеников мне даже подсказал, что лучше некоторые темы объяснять с помощью шуток, мемов. Он показал мне картинку «Союзы, которые всегда распадаются». Там была неблагополучная семья, ещё что-то и угольная кислота.
— А как выглядит ваш распорядок дня?
— У меня их два — для рабочих дней и для выходного, воскресенья. С понедельника по субботу встаю очень рано, по будильнику, чтобы доехать из другого района города в школу. Занятия, проверка тетрадей, подготовка к следующему дню. Рабочий день учителя не заканчивается же со звонком с последнего урока. Кроме того, стараюсь домашние дела равномерно распределить по дням недели, чтобы в единственный выходной ими практически не заниматься.
А в воскресенье обязательно просыпаюсь не по будильнику, могу позволить поспать себе подольше. Потом с удовольствием гуляю по старой части города, спускаюсь к набережной. Там есть необычный уголок — «Яблоневый сад», но без яблонь. Там удобно в любую погоду, и в прохладные дни, и в жаркие солнечные. Поэтому, когда иду туда, беру кофе и книгу.
Из последнего прочитал повесть «О мышах и людях» Стейнбека. В ближайшее время начну «Скотный двор» Оруэлла. Это произведения, которые проходят в школах за рубежом на уроках литературы. Но это не для каждого, понимание прочитанного придёт с возрастом.
Не забываю и с друзьями встречаться. Иногда получается увидеться с ними и в субботу вечером, и в воскресенье. Ещё люблю спортом заниматься. Обожаю кататься на роликах возле «Самара Арены».
На самом стадионе не был, так как к спорту равнодушен. Но там есть уютный сквер, мало людей и сама территория удобная для катания на роликах. Единственный минус — нет магазинов. А после пробежек очень хочется пить, а купить негде.
Да и в принципе в Самаре очень многого не хватает. Эстетическое удовольствие получить можно в очень маленьком количестве мест. Спальные районы вызывают только ужас, как и дороги.
— Вы ведете страницу в соцсетях?
— Да, конечно. Например, в Instagram публикую необычные работы учеников или какие-то моменты из школьной или личной жизни. Немного иначе выглядит страница в «ВК». Иногда ребята со мной связываются так и получают задания.
Мне кажется, что страница учителя — это его личное пространство, страницу он ведет за пределами работы. И то, что он публикует, — это его личное дело. Конечно, туда могут зайти ученики, но ничего удивительного в этом нет.
— А как вы относитесь к сериалам? Например, «Во все тяжкие», где главный герой тоже учитель химии?
— Сериалы люблю смотреть, но, естественно, по выходным. А вот «Во все тяжкие» не очень понравился. Несколько раз начинал, смотрел 1–2 серии и забрасывал. Они вызывают у меня какое-то отвращение.
Вообще из персонажей мне ближе доктор Айболит. Но не надо думать, что я скучаю по ветеринарии.
— К слову про Айболита. Вы сейчас помогаете животным?
— Да. Раньше я активно помогал организации «ЛиС». Сейчас же, к большому стыду и огорчению, хватает на небольшую финансовую помощь волонтёрам. А в новогодние праздники организуем с коллегами и учениками акцию «Варежка добра». Мы устанавливаем в школе ящик для пожертвований, вешаем плакаты, показываем ролики, устраиваем концерты. Дети продают выпечку, которую сами приготовили. В итоге собираем деньги и покупаем всё необходимое для приютов. Получается такой новогодний подарок для животных.
Очень жаль, что не осталось времени на волонтёрство. А вот моя коллега, Наталья Евстигнеева, забирает бездомных животных, лечит их, пристраивает. Как она только находит время для этого в своем плотном учительском графике...