«Вам бы только в гаджетах сидеть», — как часто мы говорим это своим детям, подразумевая их вред и полное отсутствие пользы? Однако смартфоны и планшеты, как оказалось, носят еще и познавательную функцию. Например, учитель истории из Сызрани стала популярным инстаблогером, а ее ученики готовятся к контрольным еще и в прямых эфирах. Мы поговорили с активным педагогом Надеждой Дорониной и узнали, правда ли, что нынешняя молодежь уже не та, что раньше. Как завлечь школьника в учебный процесс? Почему, по мнению педагога, нужно отменить оценки по некоторым предметам?
Надежда Николаевна Доронина выросла в Казахстане, где в лихие 90-е на учебные пособия школы были не богаты, зато учительница истории умела вовлечь в урок и привить любовь к знаниям. Уже в России Надежда окончила Сызранский педколледж по специальности «учитель начальных классов», а в 2002 году выпустилась из Самарского госуниверситета — с факультета истории. В том же году устроилась в небольшую школу в Сызрани и осталась в профессии на всю жизнь. С 2008 года Надежда Доронина работает в школе № 14 в Сызрани.
«Я вижу своих героев живыми»
— Как вам пришла идея создать свой блог?
— Был последний учебный день, 31 мая 2019 года. Я пришла домой и создала страницу «Ваш историк в телефоне» в Инстаграме. Тогда у меня не было никаких конкретных планов. Есть такой момент: мы вместе с учениками уже несколько лет участвуем в грантовой программе научных работ «Взлет». Одна из моих учениц делала работу про блогинг и выиграла. Я подумала, что если я вместе с ней написала эту работу, объяснила ей все эти нюансы, то почему не могу попробовать воплотить это в жизнь? Хочу рассказывать историю людям — вот моя основная идея.
— Какую информацию в основном транслируете в своем блоге? Больше общаетесь через сторис и эфиры или пишете посты?
— Сейчас в основном у меня сторис и посты, это больше сближает с аудиторией. Каждый пост — это множество обработанной информации и источников. Их еще не так много, первые уже пора удалить, но рука не поднимается. Там была просто проба пера, по ним видно путь моего развития. Важная концепция моего блога — я против грязного хайпа. Я преподношу разные версии того, как можно расценивать исторические события. Однако не стоит путать свободу слова и вседозволенность, я убежденный патриот и не позволяю оскорблять героев. Если Алексей Маресьев — герой, то он герой. Мое личное мнение базируется на знаниях истории и держится на нем, как на фундаменте. При этом я сразу предупреждаю о своей позиции. Например, в посте про Карбышева сразу говорю, что вступать в спор с теми, кто оскорбляет героев и ветеранов, я не буду — сразу блокирую. Темы для публикаций приходят в голову сами, что-то приходит на ум, когда веду уроки, что-то попадалось на глаза — и сразу понимаю, как я про это расскажу. Я, правда, вижу живыми своих героев, как-то чувствую. Часто идеи для постов приходят в виде образов. Например, долгое время закрывала глаза и «видела» в зеркале отражение, но не своё. Странная женщина, с узкими сжатыми губами, а потом увидела фото Марии Склодовской-Кюри и поняла, что это она, так и родился пост про нее.
— Вы вкладывались в развитие аккаунта? Приносит ли он сейчас какой-то доход, все-таки более 200 тысяч подписчиков считается весьма успешным ведением аккаунта?
— Всё как-то оформилось само. Меня никто не учил, натыкалась на все шишки сама. У меня не было и нет человека, который мне развивает блог. Всем занимаюсь я сама: посты, сторис, обложки, оформление контента, общение в директе. А менеджер, которая мне помогает, — мой близкий человек. Всё держится на взаимном интересе с аудиторией. Что касается коммерческой составляющей, то она есть, но небольшая. Я редко беру кого-то на рекламу, очень много критериев отбора, а сейчас в основном всё делают ради хайпа — мне такой контент не нужен даже на платной основе. Никакой грязи, пошлости, глумления над памятью и историей не терплю.
«На Украине детей подписывают на мой аккаунт»
— А кто они, ваши подписчики?
— У меня подписчики из разных городов и стран, в том числе выходцы из стран бывшего СССР. Вообще лидируют Украина, Россия, Казахстан, Киргизия, Германия, Италия. Основные возрастные категории — 25–34, 35–44. Дети все-таки в меньшинстве, но всё же есть, и это радует. В общем, аудитория у меня очень активная, общительная и любознательная. Никаких специальных акций не нужно, чтобы их раскачать. Они сами завалят вопросами, поделятся эмоциями и мнениями. На самом деле я простой российский учитель — без связей и блата, который хочет влюбить всех в историю. Я вообще думала, что она никому не будет нужна. А оказалось, что очень! Когда посыпались первые подписчики, я глазам поверить не могла, что они все мои.
— Получается, в основном контингент взрослый. Как думаете, что их привлекает?
— Мне постоянно пишут взрослые люди, говорят, что после подписки на мой блог пошли учиться на исторические факультеты для себя, при этом уже имея образование и профессию. Даже мурашки по коже от таких сообщений. Я никогда не думала, что занимаюсь чем-то особенным и таким для многих значимым — рассказываю и рассказываю. Часто пишут из Украины, что детей подписывают на мой блог, чтобы знали историю без искажения ради политических интересов. Также очень приятно, когда мои ученики поступают на исторические факультеты. Таких, кстати, много. Некоторые работают в Самаре и меня зовут к себе поближе, но я тут уже прижилась. Как учителю мне это очень приятно. Но, видимо, любовь к истории в какой-то мере должна быть в крови, а блог помогает ее пробудить. Мой старший сын, например, выбрал техническую специальность, а восьмиклассница-дочь грезит стать дизайнером.
— Можно ли блог назвать факультативом или чем-то на него похожим?
— Вроде того. Уроки требуют делового языка, подача материала тоже соответствующая. Конечно, я могу что-то завернуть с юмором, прибаутками. Учебники все-таки оставляют желать лучшего. Есть хорошие линейки, а есть те, где я бы что-то все-таки добавила. Я всегда на уроках добавляю много интересного материала, рассказываю про правителей, про события, чтобы завлечь. Это всегда эмоции, переживание истории, многие вещи без слез не расскажешь. А как я могу рассказывать спокойно, как убивали «Молодую гвардию» или про нацистские лагеря?
«Гаджеты мы никуда не уберем»
— Если говорить про заинтересованность подростков, то как вы ее оцениваете сейчас? Мешают гаджеты учиться?
— Меня кто-то спросил не так давно, почему я «пошла» в интернет. Я уверенно ответила, что где подростки, там и мы. Дети сейчас в основном воспринимают информацию экранно, это надо признать, они так живут в гаджетах. Дистанционка это весной особенно показала. Конечно, уходить сюда полностью тоже нельзя, живой урок нельзя заменить ничем. При этом важно адаптировать форму подачи под их современные потребности. Не всегда ученик должен идти за учителем, иногда нужно и наоборот, ребенок порой может научить даже своего педагога. А гаджеты мы сейчас уже никуда не уберем, вся цифровая информация — это наше будущее, наша реальность. Как заинтересовать детей... Здесь нет правильного ответа. Ключевое здесь — интерес. Если ребенок увлечен, он будет слушать педагога даже без всяких гаджетов. Сейчас, в условиях пандемии, я бегаю по кабинетам, нет возможности физически носить за собой карты, проекторы, электронную доску, хотя кабинет истории у меня полностью оснащен. Поэтому я подстраиваюсь, вот недавно «завоевывали» Крым: я рисовала карту на доске, дети переносили в тетради, отмечали стрелочками, как шел Ушаков на Стамбул. Когда учитель горит своим делом, дети растут такими же.
— У вас довольно большой опыт в преподавании, наверняка наблюдали, как меняется из года в год отношение детей к учебе. Можно ли сказать, что современные дети хотят учиться меньше, чем предыдущие поколения?
— Сколько работаю в школе, 23 года, всё время слышу, что вот раньше были другие дети. Вот в том году все учились, а этот набор самый слабый, а следующий будет еще слабее. А я каждый год наблюдаю, что приходят заинтересованные дети, участвуют в проектах, с высокими баллами поступают в вузы. Может, я какой-то сумасшедший оптимист, но я смотрю на это так. Да, гаджеты отвлекают, мешают и педагогам, и детям, но в целом дети учатся и стараются. Сейчас выше шансы привлечь ребенка к предмету. Когда я начинала, кроме книг, которыми у меня завален весь дом, ничего не было, а сейчас столько ресурсов: где найти дополнительный материал, как интереснее его показать, много интерактивных ресурсов. Когда вынужденно были на дистанте, я прямо в чат ученикам отправляла электронные материалы.
— Изменилась ли нагрузка с течением лет?
— Однозначно увеличилась, но в добровольном контексте. Появилось больше внеурочных занятий, возможностей участвовать в проектах, конкурсах — это тоже благодаря современным возможностям. Проявить себя ребенок может много где. Как уже говорила, среди моих детей есть победители в областной программе «Взлет». Этот проект еще и добавляет баллы детям при поступлении, поэтому хочется помочь. Нас не обязуют этим заниматься, но это интересно. Мы ходим в архивы, изучаем документы.
— А сами участвуете в конкурсах или только учеников продвигаете?
— По мере возможности. Например, я выиграла конкурс «Лучшие учителя России» и президентский грант на 200 000 рублей. Победили несколько педагогов от Самарской области. Там собирается портфолио достижений за несколько лет. Показываются достижения детей, опыт обучения и воспитания, результаты ЕГЭ. Приз потратила на ремонт и отдых. В сентябре 2020 года я стала победителем на областном этапе всероссийского конкурса организаторов воспитательного процесса «Воспитать человека».
— А есть то, что вы бы добавили или изменили в школьной программе?
— Я бы вернула черчение туда, где его нет. Это очень нужно детям, которые поступают в технические вузы. А предметы, такие как музыка, технология, изо, перестала бы оценивать по традиционной пятибалльной шкале. Хотя бы зачет/незачет или сдал/не сдал. Это ведь либо дано, либо нет. У меня есть дети, кто плохо видит — они на технологии справляются с большим трудом. Или на физкультуре: кто не может совсем заниматься — носят доклады. Считаю, что нельзя оценивать вот такие способности детишек. Хочется изменений в пользу ребенка.