![](https://n1s1.hsmedia.ru/dd/1e/a9/dd1ea9ec021b260d19510c5f770c7cfb/656x370_1_9cf5304e6b609e8f45cad9ca297b5787@2400x1351_0xvKaxBUvX_9637187888121217406.jpg.webp)
В Центре истории авиационных двигателей Самарского национального исследовательского университета имени академика Королёва появился новый внушительный экспонат. Сюда привезли турбовентиляторный двигатель Pratt & Whitney JT9D.
Турбовентиляторный двигатель не стоит путать с турбовинтовым, поскольку у первого винт находится внутри двигателя, а у второго — снаружи в виде пропеллера.
Двигатель стоял на самолете одной из российских авиакомпаний, но сейчас его вывели из эксплуатации «по выслуге лет». В Самару его привезли автопоездом из подмосковного Жуковского.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/96/48/29/9648298096fa922eb1e1897640e2d1f3/656x370_1_990a5966d52571ef0a0ee412ec8f1429@2400x1351_0xOLszeukn_4604277990376309729.jpg.webp)
— Для того чтобы двигатель уместился в полуприцеп, нам пришлось частично разобрать его входное устройство. Мы специально назначили доставку на выходные дни, когда плотность движения на трассе М-5 и в Самаре поменьше, — рассказал инженер кафедры конструкции и проектирования двигателей летательных аппаратов Илья Лейковский.
Двигатель в разы больше взрослого человека. Его диаметр 2,4 м, длина — 3,4 м, масса — более 4 тонн. Он станет самым большим экспонатом в коллекции университета, наряду c советским Д-18Т.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/2c/3f/14/2c3f1484711b8efaf73ecf23d44f5b7e/656x370_1_c09f9f4707f0e0f752b01edfb14148e7@2400x1351_0xLNU00IPW_4821709648454454023.jpg.webp)
— Несмотря на то что экспонат сняли с производства, он всё равно станет замечательным учебным пособием для студентов-двигателистов. Это яркий пример инженерной смелости и инновационности, подкрепленных исследованиями и точным расчетом, — рассказал директор университетского Центра истории авиационных двигателей Владимир Зрелов.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/99/a9/82/99a982a3b0ab3c3d194e1e3540e228c5/656x370_1_45300fbf73b681f96b04816bcd41d955@2400x1351_0xWhXiaT1t_2396153171062069693.jpg.webp)
Двигатель JT9D создали специально для первого в мире широкофюзеляжного реактивного пассажирского самолета Boeing-747, который вышел на авиалинии в 1970 году и за свои огромные габариты получил прозвище «Джамбо Джет» (от англ. Jumbo, что означает «гигант» или «слон»). На протяжении 37 лет этот самолет оставался самым крупным пассажирским авиалайнером мира. Он служит в качестве президентского борта для глав 12 стран мира.
Широкофюзеляжный самолет — пассажирский самолет с фюзеляжем от 5 до 6 метров в диаметре. Это позволяет разместить в ряду 6–10 кресел.
Своей популярностью «реактивный слон» обязан именно двигателю JT9D. Без него гигантские «Боинги-747», которые весят по 448 тонн, просто не поднялись бы в воздух.
Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в нашем телеграм-канале 63.RU. А в паблике во «ВКонтакте» вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группа в «Одноклассниках». Читайте нас где удобно.