18-летний Сергей Канаев — золотой медалист, активист, баскетболист и гордость физико-математического лицея № 57 в Тольятти. В этом году он практически сорвал джекпот на Едином государственном экзамене, набрав 290 баллов из 300 возможных.
Набранных баллов хватает, чтобы поступить в вуз мечты молодого тольяттинца. У Сергея это Высшая школа экономики в Москве — там он планирует выучиться на руководителя IT-проектов. Планка у парня высокая, мотивация тоже, а спокойствию и выдержке можно позавидовать.
Выпускник рассказал TOLYATTY.RU, когда нужно начинать готовиться к ЕГЭ и как организовать жизнь так, чтобы сохранить силы, нервы и получить высокий результат.
«В гаджетах сидеть мне было некогда»
— Сергей, ты из семьи айтишников? Откуда такая цель?
— Скажу так: в семье мы все дружные, но разные. Родители у меня предприниматели, сестра — финансист, а дедушка — тот вообще человек искусства. Играет на баяне, гитаре, всю жизнь преподавал музыку, стал известным в Тольятти профессором.
Борис Иванович Канаев — доктор педагогических наук, академик Академии педагогических и социальных наук и Международной академии наук педагогического образования Тольятти.
В свое время дед переехал из Самары в Тольятти и участвовал в открытии Лицея искусств в 4-м квартале на бульваре Курчатова. Он мечтал, чтобы и мы, его внуки, учились именно в этом учебном заведении.
Моя сестра так и сделала — отучилась в Лицее искусств, но после школы поступила в финансовый университет Москвы, закончила его с красным дипломом и осталась жить и работать в столице.
Меня же, когда пришло время выбирать школу, отдали в лицей № 57. Это известная в Тольятти школа, у нее высокий рейтинг, для нас это было важно. Тем более что с детства любил счет и цифры, а лицей как раз с физико-математическим уклоном. Поступил и отучился в одной школе все 11 лет.
Лицей № 57 — базовая школа Российской академии наук. Количество победителей и призеров конкурсов, олимпиад разного уровня составило 877 человек. В государственный информационный ресурс (ГИР) о лицах, проявивших выдающиеся способности, внесен 141 ученик лицея. В этом году в лицее 7 стобалльных результатов, из них 3 двухсотбалльника. Из 83 выпускников — 45 медалистов. Лицей ежегодно входит в топ-300 лучших школ России по поступлению на бюджет в ведущие вузы страны и по итогам 2023 года имеет статус «Лучшая школа Самарской области».
— И все эти годы был отличником?
— Нет, хорошистом. У меня никогда не было синдрома отличника, еще я совмещал профессиональный спорт с учебой — занимался баскетболом, играл за команду «Красные Крылья» (сейчас она называется «Ювента»), а там всё сурово: тренировки по 5–6 раз в неделю и соревнования. В 6-м классе увлекся программированием. Курсов на тот момент было мало, я сам искал всё в интернете, собирал, можно сказать, по крупицам. Однажды нашел «живые» курсы в Тольятти, но продолжил сам. Пришел записываться, а меня развернули — мол, слишком маленький.
— А с чего началось твое увлечение компьютерами? Возможно, ты, как многие современные дети, был геймером?
— Да, любил играть в компьютерные игры. Особенно в Fortnite.
Игра Fortnite (Фортнайт) — кооперативный симулятор выживания с открытым миром. Игроки сообща отбиваются от монстров, похожих на зомби, с помощью оружия и различных построек.
Но все-таки заядлым геймером не был. Некогда. Играл наплывами, иногда только пару часов и то по выходным. Но ближе к 7-му классу мне игры наскучили. Мне стал интересен процесс, как там всё устроено. Возникло желание залезть внутрь игры, узнать, какой код там внутри «зашит». Раньше дети разбирали телевизоры, чтобы узнать, как они работают и показывают. Считайте, у меня была похожая история.
Родители меня поддерживали, учителя, видя, что я стараюсь, тоже помогали. В 8-м классе направили от лицея в «Вегу» — самарский центр одаренных детей. Мы там делали проекты и параллельно учились. Так я учился, а потом узнал, что можно поступить в престижный вуз без экзаменов, выйти за счет олимпиад, и стал участвовать в олимпиадах по программированию.
Правда, олимпиадное программирование вскоре показалось скучноватым. Дело в том, что там много времени уходит на то, чтобы соответствовать правилам: быстро включиться, понять условия, написать код на время и так далее.
Осенью пошел учиться еще и в «Яндекс.Лицей». Там сильная школа: на втором курсе мы занимались уже промышленным программированием, сами писали приложения и сайты.
«Я технарь и не дружу с грамматикой»
— Получается, что с такой мощной самоподготовкой тебе не нужны были репетиторы по ЕГЭ?
— По информатике да, не понадобились. На математику налег в школе и по совету мамы записался в одну частную школу. А вот с русским всё было сложно — у меня до него руки долго не доходили. Честно говоря, было лень, этот предмет у меня с детства не клеился. Всегда писал, как слышал.
— И все-таки получил 100 баллов по русскому языку!
— План поступить через олимпиады, к сожалению, не сработал. Вышло так, что я принял участие от Высшей школы экономики — там результат приравнивается к вступительным экзаменам (в год сдачи). Мне не хватило чуть-чуть баллов до призового места. Но опыт был крутой, там всё здорово организовано: участники из разных регионов неделю живут в подмосковном пансионате, работают над проектами, а потом их защищают перед банкирами и топ-менеджерами Сколково. Там я окончательно для себя решил, что хочу учиться только в этом институте, без вариантов.
Но раз олимпиадный путь для меня закрылся, пришлось подтягивать русский. Я засел за грамматику, оставался после уроков с учителем, смотрел вебинары в интернете по подготовке к ЕГЭ. Всё получилось. Зато по информатике наделал досадных ошибок, причем в легких заданиях, и получил всего 90 баллов.
— Сергей, дай, пожалуйста, советы тем, кто сейчас идет в 10–11-й классы и собирается сдавать ЕГЭ?
— Сначала решите: куда хотите поступать, сколько баллов туда нужно набрать. Потом готовьтесь: нарешивайте задания из пробных КИМов*, набивайте руку. Участвуйте, если хотите бонусов, в олимпиадах, сдавайте ГТО.
Не бойтесь просить помощи учителей. Мне, например, в школе составили индивидуальное расписание. В начале 11-го класса я подошел к директору нашей школы Людмиле Александровне Козыревой, попросил пойти мне навстречу, чтобы больше времени уделять олимпиадам и профильным предметам — русскому, математике, информатике.
* КИМ — контрольно-измерительные материалы, которые предназначены для оценки уровня освоения образовательной программы по учебному предмету.
Что касается заданий, то их точно не нужно бояться. Мне сильно помог совет одного из моих педагогов. Учитель сказала, что первым делом важно успокоиться, посмотреть на сложную задачу с разных сторон и подобрать нужный инструмент для решения.
Так я и поступил: расписывал всё дома на интерактивной доске, прорешивал, а потом обязательно шел гулять. Вот гулять, считаю, тоже очень важно. Мы катались на велосипедах, играли в баскетбол и просто тусовались.
— А без репетиторов можно обойтись?
— Вполне реально. Сейчас много информации в открытом доступе. И всегда можно попросить школьных учителей позаниматься дополнительно. Лично я даже потерял терпение в ожидании итоговых экзаменов. Учебный год закончился, мы отгуляли последний звонок, хотелось быстрее отстреляться. Так что я счастлив, что всё позади.
Самую актуальную информацию о жизни Тольятти читайте в нашей группе во «ВКонтакте». Вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео, которые мы опубликуем.