Книготорговый мир Самары отличается высокой стабильностью: лидеры контролируют практически 2/3 рынка, исчезновение любых других игроков (пусть даже и московских) остается незамеченным. Казалось бы, что позициям двух наиболее крупных участников практически нечего не угрожает. Однако при внимательном изучении даже у них обнаруживается целый ряд своих слабых мест.
Книготорговый мир Самары отличается высокой стабильностью: лидеры контролируют практически 2/3 рынка, исчезновение любых других игроков (пусть даже и московских) остается незамеченным. Казалось бы, что позициям двух наиболее крупных участников практически нечего не угрожает. Однако при внимательном изучении даже у них обнаруживается целый ряд своих слабых мест.
На книжном рынке Самары доминируют два крупных участника – книготорговые сети «Чакона» и «Метида». По словам специалистов, первой принадлежит, по разным оценкам, от 35 до 45% всех продаж в этом сегменте, второй – от 20 до 25%. Остальным более мелким участникам остается на всех чуть более 30%. Продолжает набирать обороты «Новый книжный», а вот федеральная компания «Галерея книги» в Самаре свой единственный магазин закрыла.
Специалисты считают, что произошло это в связи с низкой рентабельностью и жесткой конкуренцией со стороны местных организаций, хотя магазин «москвичей» отличался от остальных своим уникальным для Самары форматом. «Галерея книги» представляла из себя своеобразный магазин-клуб, где помимо широкого и разнообразного ассортимента можно было встретиться с самими писателями, художниками, там же проводились и различного рода выставки.
Кроме того, достаточное количество клиентов имеется и в мелких районных магазинчиках, расположенных по всему городу. Их главное преимущество в том, что находятся они «за углом».
Учитывая такую высокую консолидированность рынка, можно сказать, что самарские книголюбы, скорей всего, давно определились с выбором любимой книготорговой сети.
Если сравнивать самарских лидеров книжного рынка, то следует обратить внимание на шесть пунктов: цены, ассортимент, расположение, сайт, скидки, доставка.
Самая популярная книготорговая сеть. И не случайно: удобный сайт, возможность поиска книг по названию или автору. Интернет-представительство сети вообще отличается понятностью и простотой в эксплуатации. Сайт, в целом, отвечает всем требованиям к современному интернет-магазину.
Достаточно удачное месторасположение точек – в крупных торговых центрах Самары («Фрегат», «Аквариум», «Вавилон», «Колизей»). Ассортимент разнообразен, на сайте всегда можно просмотреть информацию о наличии той или иной книги. Кроме того, почти во всех магазинах сети продают и компакт-диски (порядка 45 тысяч наименований), что так же является весомым плюсом.
Ценовой диапазон – на любой вкус. К примеру, смотрела для себя французско-русский словарь и нашла таковые по цене от 50-70 и до 400-600 руб. К плюсам можно отнести и наличие доставки. По городу ее стоимость составляет 100 руб., что при крупном заказе весьма и весьма выгодно.
А вот политику скидок руководителям сети пересмотреть стоит. Они начинают действовать только с покупки более чем на 1 тыс. руб. (и составляют 5%) и далее по возрастающей. Надо сказать, что не каждый день покупаешь книги на такую сумму, так что о скидках в большинстве случаев приходиться забыть. Они предназначены явно только для оптовых покупателей, которыми чаще всего становятся различного рода образовательные учреждения. Ни о каких дисконтных картах не идет и речи, а это довольно обидно для тех, кто пользуется услугами магазина постоянно. Иными словами, складывается ощущение, что «Чакона» не слишком заботится о тех клиентах, которые совершают покупки регулярно.
Выполненный в общем стиле компании сайт на практике обладает рядом существенных недостатков. Главный из них – отсутствие строки поиска, что для интернет-магазина (особенно книжного!) в принципе недопустимо. Искать действительно очень неудобно. Непонятно даже сразу, где вообще находится каталог. Оказывается, чуть ли не в «подвале». Скромненькая надпись «прайс-лист» рядом со счетчиком заставляет сомневаться в том, что сайт вообще создавался с целью повышения книжных продаж. Дальше хуже. Невнятные разделы, на которые делится весь представленный в магазине книжный ассортимент, непосредственно прайс-лист в формате html – страшный и отталкивающий взгляд. Иным словом, за сайт твердый «неуд».
Расположение торговых точек вполне приемлемое. Четыре самарских магазина расположены по районам — Кировский, Ленинский, Самарский, Промышленный. Правда, находятся они не в торговых центрах, что, естественно, сказывается на потоке покупателей. Впрочем, «Метида» в большей степени делает ставку на постоянных клиентов, нежели случайных прохожих.
Доставка – следующий минус. Она не дорогая и не дешевая, ее просто нет. Поэтому любителям посидеть на диване придется все-таки поднапрячься, если им что-то приглянулось в одном из магазинов этой сети, и приехать на точку самостоятельно.
Ассортимент вполне достаточный, можно найти книжку по вкусу и приемлемую по стоимости. Правда, компакт-дисками магазины не балуют, зато есть линейка сопутствующих товаров: канцтовары, тетради, открытки, развивающие игры. Я нашла для себя не так много приличных французско-русских словарей, но все же приглядела один, стоимостью около 190-200 руб. Больше, чем у конкурентов, понравились и различного рода подарочные издания.
Есть и свое неоспоримое преимущество. Здесь, в противовес «Чаконе», действуют накопительные дисконтные карты, что очень удобно для тех, кто покупает по книжке, по две – по мере прочтения. Такой подход вызывает уважение и способствует формированию «ядра» постоянных покупателей. Отлично работает справочная служба сети, что частично компенсирует провал в интернете.
Александра Туймишина