Два новых произведения, появившиеся на отечественном книжном рынке, несомненно выделяются из общего ряда. Первое будет интересно тем, что его автор, корреспондент ВГТРК Аркадий Мамонтов, проводит весьма рискованное журналистское расследование о трафике наркотиков из Афганистана в Россию, искусно замаскировав его под чисто художественный труд. Вторая книга, принадлежащая перу Ольги Володарской, так же обещает стать бестселлером. Достаточно сказать, что пять ее произведений выходят стартовым тиражом в 100 тыс. экземпляров.
Спецрасследование в прозе
Корреспондент ВГТРК Аркадий Мамонтов – заметная фигура в мире отечественной тележурналистики. Он мастер жесткого, динамичного, настоящего мужского репортажа, он побывал почти во всех горячих точках наших дней, первым оказывался в эпицентре трагических происшествий… И вот этот «телевизионный волк» решил взяться за перо, чтобы облечь в форму беллетристической истории некоторые из своих журналистских наработок. Итог – книга «Чек на тот свет».
Правда, нужно отметить, что книга эта все же плод работы не одного Мамонтова, а небольшого творческого коллектива (на обороте титульного листа значится: «автор литературной обработки С. Л. Сенькин»). Жанр – криминально-политический боевик; сюжет основан, как несколько раз подчеркнуто и в аннотации, и в кратеньком авторском предисловии, на реальных событиях, вернее на материалах репортерского расследования, предпринятого Мамонтовым как специальным корреспондентом государственного телеканала.
Аннотация многозначительно упоминает о том, что снятый журналистом документальный фильм «Трафик» был изъят из российского эфира по политическим соображениям, так как
«… бесперебойный трафик наркотиков из Афганистана в Россию осуществлялся по указанию и с ведома высших чинов власти Туркменистана и России». Заявление не просто сенсационное, но рискованное, поэтому авторы, разумеется, постарались подстраховаться, оговорившись в предисловии: «Во избежание недоразумений просим считать наше произведение художественным. Все топонимы, имена и элементы сюжета являются плодом творческого воображения авторов. Любое совпадение, которое покажется читателю не случайным, – все же случайность».
Аккуратными – и в политическом, и в юридическом смысле – авторы быть умеют. И дело не только в адвокатских оговорках. Смелая фраза о наркотрафике, осуществляемом по указанию и с ведома высших должностных лиц, по прочтении книги кажется более хитроумной, нежели смелой: ибо о лицах из российского руководства в тексте нет ни слова (самым высокопоставленным персонажем выведен коррумпированный чиновник московской мэрии), а относительно Туркмении речь идет хотя и о недавнем, но качественно ином прошлом – временах владычества пресловутого Туркменбаши. Нынешнее руководство республики старается потихоньку дистанцироваться и избавляться от наследства, оставленного этим причудливым деятелем.
Сюжет книги достаточно разветвлен. Московский журналист, занимающийся темой наркотиков, получает информацию о том, что власти контролируют транспортировку афганского героина через Ашхабад в Россию и далее в Европу, а также о кровавых расправах, творимых гвардейцами президента в своей стране. Дальнейшее расследование выводит журналиста на крупного чиновника столичной мэрии, являющегося куратором от туркменской наркомафии в Москве. Одновременно с этим начальник охраны этого чиновника заводит против босса интригу с целью шантажа, а сам босс находит киллера для устранения не в меру догадливого охранника…
Боевик – наверное, не тот жанр, что требует от автора высокой литературной квалификации, и книга А. Мамонтова на это не претендует. Тем не менее, не блистая изысками, читается она легко, интересно, сюжет развивается динамично, захватывающе, никаких тягучих, вялотекущих отступлений авторы не допускают. Вместе с тем не скажешь, что текст одномерно примитивен. Особого психологизма в описаниях, конечно, нет, однако портреты персонажей выпуклы, убедительны – не из тех, что блекло проходят перед читательским взором, не оставляя в памяти никакого следа. Нет, эти герои выписаны ярко, объемно, их видишь, они запоминаются, и это несомненное достоинство книги, причем в целом она представляет собой типичную «журналистскую прозу», где на первом месте некая горячая тема.
В данном случае это недвусмысленный вывод: весь государственный аппарат «великого и ужасного» Туркменбаши действовал как грандиозный наркокартель. Спецслужбы занимались охраной и сопровождением транзитных грузов, мешки с героином хранились в подвалах Национального банка, а верхушка государства пожинала сверхдоходы наркобизнеса, не опасаясь законов, которых для этих людей просто не было. Насколько справедливо столь радикальное умозаключение?..
Выше мы имели возможность убедиться в том, что А. Мамонтов человек серьезный, ответственный, из тех, кто отвечает за свои слова, – стало быть, он наверняка семь раз отмерил, прежде чем так внушительно отрезать.
Но ведь это наводит на многозначительные мысли: победить мафию вообще дело непростое, а уж если этой мафией был заражен весь государственный организм… Впрочем, здесь мы вступаем в шаткую область домыслов. А насколько доверять авторам «Чека…» в их далеко идущих выводах, судить читателям, которым мы рекомендуем прочесть эту книгу.
Всеволод Глуховцев
«Кара Дон Жуана»: роман о любви и мести
В Ольге Володарской издательство видит такой потенциал, что выводит ее на книжный рынок сразу с пятью книгами, стартовый суммарный тираж которых составляет около 100 000 экземпляров.
К детективному жанру Ольга Володарская пришла не сразу - прежде попробовала себя в любовных романах и сюрреалистических притчах. Да и никогда не питала особого пристрастия к детективам, а если и бралась читать, то убийцу вычисляла почти сразу. Решила, будто писать их тоже скучно. Между тем, по словам Володарской, для нее процесс создания произведения всегда являлся увлекательным занятием: «Это все равно что создать новую вселенную. Ты придумываешь свой мир, населяешь его людьми, а потом вершишь их судьбы. Понимаю, что попахивает манией величия, но у меня вот такое ощущение».
Однако на тот момент, когда она поняла, что хочет стать писателем, детектив были самым популярным литературным жанром и у издателей, и у читателей. Вот и решила попробовать. А где-то на третьем романе вошла во вкус. Поклонники же детективов, думается, войдут во вкус уже при чтении первого — книги Володарской отличаются нестандартным сюжетом, сложной социальной проблематикой, отсутствием запретных тем.
Идея романа «Кара Дон Жуана» родилась в 2003 году, когда писательница отдыхала в Адлере. Сидя у моря, приметила маленькую черноволосую девочку. Она была невероятно хорошенькая, но очень сердитая. Девочка брала камешки и бросала их в море. При этом норовила попасть не в воду, а в кого-нибудь из бултыхающихся в ней детишек. Тогда Володарская и придумала свою Кару. Андрея - еще одного главного героя — чуть позже, когда познакомилась на набережной с парнем, который когда-то жил в Абхазии, но покинул ее вместе с семьей во время грузино-абхазского конфликта.
В романе Володарской жизнь сводит их впервые в подростковом возрасте. Они стали друг для друга первой любовью, судьбой и... карой. Их счастье было скоротечным, расставание - неожиданным, разлука - долгой, а воссоединение – запоздалым: Кару похитили спустя два года после свадьбы. Десять лет Андрей искал ее, а нашел в тот день, когда ее убили. Он не сумел ее спасти, но найти того, кто отнял у него Кару, отомстить за нее и за себя, он в силах...
Через искусную интригу, череду событий (действие книги происходит в Абхазии, Адлере, Хосте, Египте, Амстердаме) Володарская препарирует все стороны жизни современного общества с его пороками и недостатками, не скрывая и не умалчивая ни о чем. Война между Грузией и Абхазией в начале 90-х, породившая около 16 тысяч погибших и 200–250 беженцев из 537-тысячного населения довоенной Абхазии. СПИД и наркомания. Сексуальное рабство, «донором» которого стали на сегодняшний день более полумиллиона русскоязычных женщин. Национальные проблемы. И, конечно, корысть, лежащая, как правило, в основе любого преступления.