Эксперт портала Samara24.ru подробно останавливается на новинках книжного рынка, пользующихся широким интересом со стороны покупателей. Совсем неоднозначную оценку получили новые работы Ариэль Форд, Януша Вишневского и Пауло Коэльо.
Эксперт портала Samara24.ru подробно останавливается на новинках книжного рынка, пользующихся широким интересом со стороны покупателей. Совсем неоднозначную оценку получили новые работы Ариэль Форд, Януша Вишневского и Пауло Коэльо.
Жизнь «как будто»: рецепты Ариэль Форд
Последние годы книжный рынок наводнила литература особого рода. Это психологические тренинги, предлагающие конкретные методики: как изменить жизнь, найти свой путь, обрести успех и счастье. Их популярность среди читателей всех возрастов понятна: кто же хочет быть бедным и больным, а не богатым и здоровым. Тем более, что их авторы уверяют: все в твоих руках, стоит только захотеть и поверить. Ронда Берн, Витале Джо, Сандра Энн Тейлор, Уоллес Уоттлс, Эллис и Алиса Бейли, Марси Шимофф – простому счету их количество не поддается – поклоняются своему Богу – Закону Притяжения.
О нем же толкует в своем хите, вышедшем в издательстве «ЭКСМО» и Ариэль Форд. Речь о произведении с длинным названием «Книга № 2. Про любовь. Закон притяжения: как привлечь любимого в свою жизнь».
Как? Элементарно, уверяет журналистка Ариэль Форд, большая дока по части духовных практик. Она является одним из основателей Духовного Кинематографического Центра – DVD-клуба, предоставляющего фильмы, помогающие духовному росту и раскрытию человеческой личности. Не один год пропагандирует последние течения в зеленом, эко-сознательном, здоровом стиле жизни, духовном и физическом совершенствовании.
Итак, тщательно сформулируйте запрос во Вселенную, обрисуйте параметры идеального в вашем представлении спутника жизни и… ждите. А пока ждете, подготовьте себя к встрече со своей родственной душой: приведите свое жилище, тело и разум в порядок (да здравствует Чехов!). Научитесь любить себя – иначе, кто же вас оценит, если вы сами до сих пор не удосужились этого сделать (привет «Самой обаятельной и привлекательной»!). Перетряхните свою квартирку по фэн –шуй, освободив кусочек пространства для свой второй половины – иначе, где ж он (она) приляжет в минуту досуга.
Твердите молитвы, можно собственного сочинения, призывая его появиться в вашей жизни. Практикуйтесь в «визуализации» и «чувстволизации». Представляйте, будто вы идете в театр, на вечеринку, в спортзал не один, а со свой второй половиной. Не откладывайте в долгий ящик свои задумки, которые вы надеялись осуществить вместе со своим избранником – возможно, именно так вы найдете партнера по интересам. Совершенствуйтесь, стремитесь реализовать свой потенциал и ведите себя так, как если бы за вами наблюдал ваш любимый человек. И постоянно представляйте, что он где-то рядом, просто задержался в пути.
Приблизительно так заклинает своих читателей Ариэль Форд, доказывая на собственном примере и примере своих друзей и знакомых, что Закон Притяжения работает. Тех же, кто настроен по отношению к ее методикам скептически, она уверяет, что им просто не хватило веры, а также умений и навыков, чтобы привести Закон в действие, доказать его эффективность собственной жизнью.
Что ж, за скептиков и циников я спокойна. Им не грозит свихнуться от долгих предвкушений и несбывшихся надежд. За идиотов – тоже: любому знакомству они придадут привкус мистического чуда, даже если их избранник, посланец Вселенной, наутро сбежит, второпях прихватив все их сбережения. Жаль лишь тех наивных и доверчивых, кто, прочитав книжку и поверивших в силу своих желания, воображения и воли, обретет разбитое корыто.
Впрочем, в одном Ариэль Форд бесспорно права: чтобы чего – то в жизни добиться, нужно много работать над собой, думать, созидать. Тогда и награда не за горами. Но об этом, может быть, лучше рассказали бы классики русской литературы. По поводу чудесных метаморфоз и психологических исследований души, к тому же без привкуса коммерческого заказа, лучше спросить совета у них…
Формула грусти Януша Вишневского
В издательстве «АСТ Астрель» вышла новая книга польского писателя Януша Леона Вишневского, популярного едва ли не больше в России, чем у себя на родине. После выхода в свет его романа «Одиночество в сети», ставшего бестселлером и выдержавшего множество переизданий с дополнениями, поклонники Вишневского ожидают каждый следующий со все возрастающим нетерпением. С восторгом были встречены «Повторение судьбы», «Мартина и другие истории любви», «Любовница», «Зачем нужны и мужчины».
В новой книге – «Интимная теория относительности» - он по-прежнему верен себе: откровенен, обнаженно правдив и предельно точен. С этим не может спорить даже читатель, не разделяющий восхищенного трепета фанатов Януша Вишневского.
Жанр коротких рассказов из новой книги кто-то определил бы как эссе, кто-то – как страшные сказки для взрослых, кто-то как мини-новеллы. Я бы назвала их «заметками на полях». Заметками на полях блокнота ученого, доктора информатики и доктора химических наук, каковым Вишневский и является. На своей веб-странице он написал: «Боже, помоги мне быть таким, каким меня считает моя собака». Не знаю, кем и каким считает его собака, но я солидарна с его собственным мнением о себе. Вишневский не считает себя писателем: «Я - автор. Просто описываю истории. Моей женой является наука, но с литературой у меня очень бурный роман»». А поскольку наука для него жена любимая, ее ревностное присутствие в творчестве ни на минуту не позволяет Вишневскому забыть о «брачных обязательствах» даже в минуты «бурной» литературной страсти.
Занимаясь молекулярной биологией, он верит, что любое чувство – любовь, страсть, ненависть, страх - можно объяснить процессами биохимии. И так же, как в своей рабочей лаборатории он каталогизирует молекулы, так и в литературных опусах коллекционирует эмоции, систематизирует, разнимает на отдельные частицы страдания, грехи и страсти человеческие.
Волнение маленькой девочки в предвкушении Сочельника в миниатюре «Химия облатки» Вишневский объясняет механизмом ожидания, активизирующем лобную долю головного мозга; неудачи в интимной сфере 45 – летнего мужчины в миниатюре «Об окиси азота»– недостатком окиси азота; долгое умирание больного СПИДом в «Любить вопреки отвращению»- блокирующим Т4 белком, который есть не что иное, как любовь, которую дарит ему ухаживающая за ним супруга.
И ведь не поспоришь: с научной точки зрения, любовь и впрямь – это молекулы, химия. Впрочем, здоровый цинизм ученого при чтении «Интимной теории относительности» мешает меньше всего. В конце концов, поведение человека в разные периоды жизни во многом определяется физиологией. Мешает другое: для того, чтобы понять, как действуют эти механизмы в организме, достаточно почитать медицинский справочник или сходить на консультацию к гинекологу или урологу. А в книге с тематической заявкой – «это о любви» - хочется найти авторские сокровенные открытия в этой области, а не биологические формулы, познание таинства чувства, без которого невозможна жизнь человека, а не набор цифр.
Впрочем, Вишневский – надо отдать ему должное – полагает, что наука не в силах объяснить мир. И если искать в его произведениях не литературу, а лишь «факты, наблюдения и немного грусти», то, возможно, первоначальная критическая планка некоторых разочарованных читателей могла бы снизиться до уровня если и не восхищенного поклонения гуру, открывшего истину, то хотя бы до снисходительного «хм» - не Толстой, однако. Между тем, Вишневский с завидной уверенностью вторит классику: «О грусти писать гораздо проще, книжка о счастье состояла бы из одной страницы. Счастье все переживают одинаково – тут не о чем писать». И слава Богу, а то оказалось бы, что у него есть формула и для Счастья.
Пауло Коэльо: без эзотерики о гламуре
Став популярным в России лет десять назад, после выхода в свет романа «Алхимик», бразильский писатель Пауло Коэльо до сих пор является предметом жестких споров между его ярыми поклонниками и столь же непримиримыми противниками. Ни одна из его книг – будь то «Дневник мага», «Брида», «Мактуб», «У реки Рио – Пьедра села я и заплакала», «Пятая гора», «Книга Воина Света», «Вероника решает умереть», «Заир» или «Ведьма из Портобелло» - не встречали однозначной оценки.
Не дождется ее и новый роман бразильца – «Победитель остается один».
Ажиотаж вокруг «Победителя» вызван прежде всего выбором темы – власть, богатство и духовная нищета миллионеров– и главного героя. Им стал русский бизнесмен Игорь Малеев, который приезжает на Каннский кинофестиваль с определенной целью - «уничтожать вселенные» во имя любви. Проще говоря, поубивать пару – тройку –четверку человек, чтобы вернуть жену Еву, которая два года назад предпочла ему французского кутюрье. Впрочем, желание разобраться, удалось ли понять бразильцу русскую душу, затмевает другое, гораздо более сильное желание – разобраться, зачем вообще был создан этот роман.
Избежав на этот раз своего излюбленного эзотерического антуража, Коэльо попытался создать нечто реалистическое о мире элиты кино и моды, роскоши и гламура – о «классе, озабоченном больше решением вопросов, лежащих на поверхности, и далеком от проблем простого человека». Вот только предлагаемые ответы писателя на поставленные им вопросы, как всегда, отдают дидактикой и менторством. А рассуждения о катастрофических последствиях одержимости славой – банальностью и примитивностью.
Пролистывая страницы, рассказывающие о судьбах знаменитого модельера, начинающей актрисы, всемогущего дистрибьютора, непризнанного режиссера, молоденькой модели, думаешь – ну, вот сейчас откроется что- то сокровенное, то, ради чего они написаны. Но перевернув последнюю, понимаешь – и на этот раз чуда не случилось.
Без тени иронии «учитель Пауло» разжевывает истины, которые давно всем известны. Так и лезет в голову наказ барона Мюнхгаузена: «Улыбайтесь, господа, все глупости в мире делаются с умным выражением на лице». Эти неподражаемые серьезность и значительность, с которыми Коэльо провозглашает детские тривиальности, раздражают не меньше, чем отсутствие собственной философии и игры ума, свойственных большой литературе.
Ну кто, скажите, будет спорить с тем, что каждому из нас уготована своя Судьба, что не надо лениться оглядываться вокруг в поисках знаков, которые Бог нам посылает, что не надо бояться совершать ошибки, пока ищешь свой путь, что человеческие ценности должны основываться нравственности, морали и приличиях, что постоянная гонка за властью, деньгами, модой – отличительная черта современного общества. Но нельзя же иметь только одну мысль и постоянно «ее думать». Ведь Коэльо –не его же собственный герой – «победитель», одержимый единственным желанием переделать мир в соответствии с собственными желаниями, а писатель. Неплохо иметь еще хотя бы одну. Не такое уж чрезмерное пожелание автору бестселлеров, общий тираж которых на всех языках превышает 60 миллионов.