В конце прошлой недели в Самарском областном художественном музее открылась первая выставка из цикла, посвященного московским художникам. На персональной экспозиции Александра Петрова-Довбиева представлены 57 произведений из частных коллекций и собрания автора.
В конце прошлой недели в Самарском областном художественном музее открылась первая выставка из цикла, посвященного московским художникам. На персональной экспозиции Александра Петрова-Довбиева представлены 57 произведений из частных коллекций и собрания автора.
Экспозиция, приуроченная к 70-летию со дня рождения художника, расположилась в четырех залах особняка Шихобалова и представляет собой итог творческой деятельности Александра Петрова-Довбиева. Первая в его жизни персональная выставка состоялась совсем недавно - в декабре 2009 года в Москве на Беговой, а теперь работы художника можно увидеть в нашем городе.
«Петрову-Довбиеву некогда было пиарить себя, он всю жизнь занимался искусством: снимал кино, расписывал храмы, реставрировал иконы, - говорит московский куратор выставки Любовь Пархоменко. - Такова была его принципиальная позиция. На этой экспозиции мы даем возможность посмотреть на Москву и на историю искусства 60-70-х годов. Творчество Петрова-Довбиева очень разное, что в этом музее нам и удалось отразить. Тут все очень грамотно разделено на залы: графика, перфомансы, экзерциции, авангардные вещи. В Москве у нас не получилось разграничить экспозицию».
Осмотрев выставку, можно сделать вывод, что Петров-Довбиев действительно очень разноплановый художник. Некоторые работы насыщены узнаваемыми аллюзиями и метафорами, характерными для советских лет. «Наивность и примитив, которые можно заметить в его ранних работах, это своего рода протест против соцреализма того времени», - отмечает Любовь Пархоменко.
Помимо живописи, Петров-Довбиев занимался реставрацией русского прикладного искусства, работал художником-постановщиком в кино, расписывал церкви во Владимирской губернии и в Сочи. Он также очень интересный график-иллюстратор, автор обложек к книгам. В этом тоже можно убедиться, если обратить внимание на несколько иллюстраций к книге Любови Пархоменко «Судьбе-злодейке вопреки». И, кстати, семь из этих графических листов теперь принадлежат Самарскому областному художественному музею — такой подарок сделал автор.
В каждом зале для посетителя открываются новые грани таланта: загадочные железные натюрморты, акварельные листы, карандашные эскизы. Тут и Москва, которой больше нет - светлая, гостеприимная, с фронтонами и мезонинами. И красивейшие уголки природы с избами, цветами и засыпанными снегом деревьями. И эскизы кинодекораций с расписными стенами, колоннами и котами. Кот у этого художника - вообще особый персонаж. Он то деловито идет по коммунальному коридору, то прогуливается по занесенным снегом окраинам Москвы. И всюду кот - своеобразный символ ушедшего времени.
«Любовь Пархоменко задумала очень интересный проект, в котором участвуют 12 московских художников, - рассказала заведующая научно-экспозиционным отделом художественного музея Валентина Чернова. - Первая выставка, представленная в нашем музее, - Александра Петрова-Довбиева. На его творчество оказало большое влияние хрущевская «оттепель», и не случайно на этой выставке показана самая молодая, самая бунтарская часть его творческого наследия 60-70-х годов. А вот последние годы его творчества представлены не так широко».
Aвтор: Розалия Сталкина