В конце минувшей недели культурный центр заполнили молодые самарские художники, литераторы и просто ценители искусства. Повод был весомый – «выставка голландского художника Маартена Ван Дер Гласа», как говорилось в афише. Пытаясь вникнуть в тонкости голландского искусства, гости долго изучали работы автора на огромных листах фанеры. Но голландец оказался ненастоящим…
В конце минувшей недели культурный центр заполнили молодые самарские художники, литераторы и просто ценители искусства. Повод был весомый – «выставка голландского художника Маартена Ван Дер Гласа», как говорилось в афише. Пытаясь вникнуть в тонкости голландского искусства, гости долго изучали работы автора на огромных листах фанеры. Но голландец оказался ненастоящим…
Выставка, которая проходила в актовом зале «Арт-Пропаганды», вызвала настоящий ажиотаж. Еще бы: абсолютно бесплатно все желающие могли познакомиться с творчеством талантливого автора из Европы, «постоянного участника европейских фестивалей», как про него писали в афише.
Но никакого Маартена Ван Дер Гласа не оказалось и в помине, подлинным автором выставки стал молодой самарский художник Анатолий Гайдук.
Впрочем, организаторы не делали из этого особой тайны: всем гостям раздавали листы с распечаткой беседы между арт-директором «Арт-Пропаганды» Михаилом Савченко и новоявленным «голландцем». В нем-то Гайдук и объяснял цель своей мистификации: «Я не собираюсь заниматься каким-либо самопиаром, мне интересно создавать некие выставочные маскарады и выставляться под именами разных художников… на фоне современных художников Самары у меня более фигуративные работы, они отличаются, и не всегда знаешь, как их воспримут. Может быть, их посчитают банальными образами или еще чем-то». Анатолий признался, что для него маска художника-иностранца – защита от предвзятого отношения к творчеству самарского автора, которое сформировалось в нашем городе в последнее время.
Примерно так же Анатолий напустил мороку в прошлом году, выставив в галерее «XI комнат» свои работы под именем Криштоф Холевич. Тогда самарцы приняли мистификацию за чистую монету.
В день открытия Анатолий присутствовал на выставке и готов был ответить на все вопросы недоумевающих гостей. Впрочем, публика не испытала сильного разочарования от мистификации. Наоборот, с любопытством всматривалась в загадочные образы героев Гайдука. Среди них особенно запоминались профили женщин, из висков которых бьет кровь, стиснутый в кулаке мозг и сердце на фоне алой реки. Все это, по словам Анатолия, – о Самаре и живущих в ней людях. Именно таким суровым автор видит город.
Гости блуждали по залу в клубах голубого дыма, который для пущей таинственности постоянно пускали организаторы. Замерзшим предлагалось греться чаем с конфетами или танцевать под музыку приглашенного ди-джея. Желающие могли поделиться мнениями с другими самарскими художниками, среди которых оказались Анастасия Альбокринова и Фрол Веселый. Похоже, коллеги Гайдука одобрили его творчество. Сам же Анатолий признался, что Ван Дер Глас – не последняя его мистификация.
Полный текст на сайте самарской областной общественно-политической газеты «Волжская коммуна»