Три абсолютно не похожие друг на друга ни по жанру, ни по стилю, ни по произведенному впечатлению экспозиции начали работу в трех самарских галереях практически одновременно. В «Коллекционере» презентовали стопроцентный художественный «наив», в «Новом пространстве» - в неожиданных ракурсах Самару, а в «Арт-Пропаганде» показали «Слова».
Три абсолютно не похожие друг на друга ни по жанру, ни по стилю, ни по произведенному впечатлению экспозиции начали работу в трех самарских галереях практически одновременно. В «Коллекционере» презентовали стопроцентный художественный «наив», в «Новом пространстве» - в неожиданных ракурсах Самару, а в «Арт-Пропаганде» показали «Слова».
Сартру посвящается
Строго говоря, в галерее «Арт-Пропаганда» вчера не столько открылась выставка, сколько был продемонстрирован перформанс под названием «Слова». Его автор — московский художник Арсений Жиляев. Формат открытия мероприятия оказался для Самары не совсем обычным. «Выставочное» помещение «украсили» предметы советского быта. В центре него на фоне висящих на стене запыленного костюма, фотографий порнозвезд и видов советской архитектуры разместился старый ковер, на котором в ветхом кресле за журнальным столиком сидел сам автор выставки. Под звуки доносящегося из кассетного магнитофона саундтрека к фильму Годара «Жить своей жизнью» Арсений Жиляев читал вслух автобиографию Жан-Поля Сартра «Слова». Происходящее транслировалось он-лайн по Skype и демонстрировалось в «Живом музее перформанса» в Воронеже, где в это время преподаватель сценической речи перебивал Жиляева комментариями, корректируя «правильность» его чтения. Столь изысканным творческим жестом Арсений символически выразил ситуацию переживания советской интеллигенцией 80-90-х годов прошлого века философии Сартра.
«В Советском Союзе социализм наравне с экзистенциализмом Жан-Поля Сартра был главной философией либеральной интеллигенции. Но и после распада СССР философия Сартра стала основой для создания человека новой формации. По сути ничего не изменилось. Я пытаюсь показать то, насколько все это было справедливо по отношению к Сартру и какие формы это принимало. Например, свобода выбора, о которой говорил философ, превращалась в СССР в проституцию. Вокруг этого явления происходил и развал «совка»», - признался Арсений Жиляев.
360 - вокруг Самары
В галерее «Новое пространство» открылась дебютная выставка «360°» самарского фотографа Сергея Тарасова. В ней автор предлагает жителям города новый взгляд на достопримечательности столицы губернии: улицу Ленинградскую, ипподром, набережную, цирк. Подобно тому, как в живописи Уильяма Тернера англичане впервые «увидели» лондонский смог, в работах Тарасова самарцы заново открывают для себя красоту городского пейзажа.
Его творения внешне технически схожи со сферической панорамой. Каждая состоит из пятидесяти тщательно «склеенных» с помощью ЭВМ цветных снимков. В результате получившиеся красивые фотообразы трудно узнать даже тем, кто живет в запечатленных на этих работах местах. К тому же они вызывают у зрителя множество ассоциаций. Округлая форма пристани с яхтами напоминает футбольный мяч, осенний лес похож на фантастического инопланетянина с щупальцами, а набережная у речного вокзала в окружении колец-мостов вызывает в воображении невольное сравнение с планетой Сатурн. Впрочем, каждая достопримечательность в творениях Тарасова в своей художественной цельности и самодостаточности похожа на планету.
Рассматривая технически и художественно совершенные работы художника, трудно поверить, что сделаны они молодым автором, а не опытным мастером. Фотографией он увлекся с детства, когда отец подарил мальчику фотоаппарат «Смена», но всерьез занялся ею в 2003 году. Однажды сделанный Тарасовым на «мыльницу» друга снимок с изображением Самарской площади попал на обложку «Новой газеты». Тогда-то и началось плотное сотрудничество художника с изданием. Сергей освоил разные жанры фотографии. Из них самый любимый — репортаж.
Знойным летом этого года ему пришла в голову новая идея. Сергей увлекся панорамной съемкой, из которой и появились представленные на выставке работы. «В этой работе самое сложное — найти центр, с которого можно снимать объект», - считает Сергей. Прежде чем запечатлеть конкретную достопримечательность на фотокамеру, Тарасов проводил много времени, исследуя объект со всех возможных ракурсов. Получившиеся работы внимательный к критике Сергей предварительно выкладывал в Интернет, чтобы друзья и авторитетные коллеги могли увидеть их и оставить о них свои отзывы. Поскольку зрители одобрили увиденное, а работ накопилось достаточно, возникла мысль провести выставку. «Я хочу, чтобы фотография оставалась для меня хобби, а не профессией, потому что когда человек начинает заниматься ею профессионально, он теряет остроту взгляда», - признался на открытии выставки Тарасов.
Наивно. Супер
И, наконец, вчера в галерее «Коллекционер» при Самарском художественном музее открылась еще одна персональная экспозиция — Екатерины Медведевой. Вернее, Кати Медведевой, как называет себя сама 73-летняя художница. С первого взгляда на картины ее хочется назвать продолжательницей традиций Марка Шагала, и тут зритель не ошибется. Еще в 82-м году работы Медведевой соседствовали с картинами знаменитого наивиста. Более того, он даже признал в ней родственную душу, сказав, что «Катя так же любит цвет, как и я». Русская художница выставлялась в Париже, Ницце, Нью-Йорке, Чикаго, Копенгагене и даже в московском государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина, чего прежде не удостаивался при жизни ни один автор.
Открывшаяся экспозиция называется «Я люблю тебя!» и посвящена детям, нуждающимся в поддержке. При этом на картинах ни одного ребенка нет. Здесь танцовщицы и балерины, много библейских сюжетов, Рудольф Нуреев в образе Валентино и певица Анастасия Плевицкая, есть даже натюрморт. Но написаны они будто не рукой всемирно известной художницы, а восторженным ребенком, спешащим изобразить свои яркие впечатления. Это касается не только манеры работы, но самого мировосприятия - способность Медведевой восхищаться и вдохновляться простым вещам такая же точно детская, как ее рисунки. На своем сайте она пишет: «Чем меньше зла в человеке, тем больше он художник». И, следуя этому нехитрому принципу, с легкостью находит понимание у таких людей, как, например, сэр Элтон Джон (один из последних приобретателей ее работ). Самой ей, впрочем, нет дела до того, кто покупает картины и почему так популярен ее сайт в Интернете. Художницу интересует только живопись, она никогда не пишет «на заказ» и остается чрезвычайно плодовитой. Большей части картин, выставленных в «Коллекционере», не больше двух лет, некоторые написаны уже этой осенью. По сути, экспозиция «Я люблю тебя!» настолько же интересна, насколько интересна личность, ее создавшая. Неудивительно, что открытие выставки, на котором присутствовала сама Катя Медведева, привлекло многих самарских деятелей культуры, в том числе председателя попечительского совета Благотворительного фонда «Радость» Татьяну Артякову.