Последние два месяца отмечены небывалой активностью самарской художественной среды, выразившейся не только в обилии новых выставок, но и в том, что среда эта обнаружила способность мыслить себя как единое целое, размышлять о собственном будущем и даже планировать его. Мы попробовали выделить наиболее активные точки на карте выставочной активности Самары и связать с ними определенные векторы в развитии местного искусства.
Последние два месяца отмечены небывалой активностью самарской художественной среды, выразившейся не только в обилии новых выставок, но и в том, что среда эта обнаружила способность мыслить себя как единое целое, размышлять о собственном будущем и даже планировать его. Мы попробовали выделить наиболее активные точки на карте выставочной активности Самары и связать с ними определенные векторы в развитии местного искусства.
Трансмутации лаборатории
Самая заметная потеря наступившего года — исчезновение на арт-карте города галереи «XI комнат», о котором стало известно недели две назад. Кризис, как считают многие, кончился, и владелец подвала, в котором располагалась галерея, решил наконец извлечь из него прибыль. Теперь на месте галереи-лаборатории расположатся фотоателье и помещение для дворников (этот симбиоз коммерческой визуальности и маргинальной брутальности словно пародирует выставочную политику галереи). Галерея никогда не пользовалась большой популярностью у широкой публики, но внесла огромный вклад в развитие сообщества молодых художников. Благодаря «комнатам» у них появилась возможность творить, не подлаживаясь под вкусы публики. Интересно, однако, что сами основатели галереи не видят в ее закрытии никакой беды. «Когда-то она дала мощный толчок развитию современного искусства в городе, помогла появиться множеству новых имен, но сейчас ее деятельность угасла, - рассказывал куратор галереи Сергей Баландин. - Появилось много других площадок, а «выросшие» из студентов в «XI комнатах» художники Саша Зайцев, Аня Коржова, Настя Альбокринова стали самостоятельными мастерами, и им больше не нужна эта жесткая привязка к месту».
Директор галереи Анастасия Альбокринова отмечает, что число молодых людей, желающих попробовать себя в роли художника, вообще уменьшилось. Правда, согласны с ней не все. «Такая точка зрения означает просто замкнутость на своем сообществе, на своей тусовке, - говорит PR-менеджер галереи «Виктория» Виктория Сушко. - На самом деле все время появляются новые люди, новые интересы. Я вот хотела сделать в «XI комнатах» свою кураторскую выставку, это было именно то пространство, которое мне нужно»... Роль лабораторного пространства теперь целиком взяла на себя «Галерея одной работы», открытая чуть меньше года назад в рамках проекта «Гончаров».
«Гончаров» - первое в Самаре заведение, соединяющее магазин, галерею, склад работ самарских художников, мастерские и клуб. Фактически речь идет о попытке создать наконец пространство, организованное по европейскому образцу — когда искусство помогает коммерческой части проекта окупаться, привлекая публику, но само не «продает» себя. Формат «галереи одной работы», кажется, предоставляет не так уж много места для маневра, но количество искусства искупается качеством и упором на инновационность представляемых работ. Отсюда и название проекта, в рамках которого идет работа - «Лаборатория». По словам арт-директора «Гончарова» Андрея Сяйлева, то, что происходит в заведении сейчас — только начало. Например, на территории «Гончарова» запланировано открытие школы живописи и дизайна. Несколько дней назад один из идеологов «Лаборатории» Владимир Логутов представил проект, согласно которому начатое в «Гончарове» должно разрастись в полноценный арт-кластер — с мастерскими, резиденцией для художников, полноценным выставочным пространством и т. д. Пока неясно, где конкретно этот проект будет реализован, но у его создателей есть уверенность, что Самара до него дозрела.
Шире круг
Открытие в галереях образовательных проектов можно назвать трендом года. Отметились на этой ниве практически все заведения. В Самарском художественном музее действует лекторий «Арсенал современного искусства», лекции и мастер-классы по кино, фотографии, живописи проходили и проходят в «Арт-пропаганде», музее Алексея Толстого, «Новом пространстве» и даже в костеле. Наиболее систематично эту работу ведут галерея «Новое пространство» и КЦ «Арт-пропаганда». Количество мастер-классов и лекций, прочитанных в «Арт-пропаганде» на самые разные темы, наверное, уже не поддается учету. «Новое пространство» также позиционирует себя как галерея очень широкого профиля, однако приоритетным направлением развития здесь называют фотографию. В скором будущем галерея обещает представить публике большой проект, реализуемый в сотрудничестве со школой фотографии и мультимедиа им. Родченко. «Фотография сейчас в моде, и это самый быстрый и простой способ развивать визуальную культуру нашего города, - говорит руководитель галереи Татьяна Симакова. - Когда появится большое количество грамотных фотографов, хотя бы станет меньше безобразной рекламы».
Важность этой просветительской работы не стоит недооценивать. Арт-директор ТЦ «Арт-пропаганда» Михаил Савченко считает, что без обретения новой аудитории говорить о развитии искусства в Самаре будет очень сложно. «Я чувствую, что темп художественной активности в городе снизился, - говорит он. - Кое-кто из художников уехал, другие продолжают работать, но вот большого количества активной молодежи я не вижу. С другой стороны, проекты стали серьезнее. Аудитория, которая интересуется современным искусством, должна стать шире. Сейчас почти на все проекты ходят одни и те же 100 человек. Нужны какие-то шаги по расширению аудитории. Поэтому сейчас мы готовим несколько проектов, связанных со стрит-артом. Искусство должно стать ближе к жителям города, должно выходить на улицы — это европейская практика. В то же время должна появиться какая-то прослойка людей, готовых за искусство платить».
Дорого?
Действительно, существует ли в Самаре арт-рынок? Большая часть опрошенных нами представителей организаций, занимающихся искусством, отвечают на него отрицательно. При этом галереи, целенаправленно работающие с коллекционерами, проводящие ярмарки все же есть. Самая известная из них - «Виктория». «В Самаре действительно есть серьезные коллекционеры, но большинство из них не любит, когда о них пишут, они не стремятся афишировать себя и свою любовь к искусству», - рассказывает Виктория Сушко. Но, по ее словам, покупать такие люди предпочитают реалистическую живопись, а не современное искусство. Может быть, с этим и связано то, что после отъезда из Самары куратора «Виктории» Натальи Гончаровой в галерее не предприняли попыток найти ей замену, хотя проекты, реализованные ею, несомненно имели успех. Теперь о выставочной политике «Виктории» сложно сказать что-либо определенное.
Сейчас местом, где деньги и искусство соединяются наиболее удачным способом, следует назвать, видимо, «Арт-центр», открытый осенью 2009 года компанией «Самара-центр», ведущей застройку квартала в границах Московского шоссе и улиц Мичурина и Луначарского. «Мы считаем, что Арт-Центр будет знаковым местом будущего общественно-делового квартала», - говорит руководитель проекта «Самара-центр» Эдуард Матушкин. Галерея, таким образом, выполняет роль магнита для богатой публики, которая впоследствии может вложить средства с покупку «квадратных метров» в новом квартале. Проект сразу привлек к себе внимание редкими для Самары масштабами и анонсированными возможностями привоза «звезд» современного искусства не только из других городов, но и из-за границы. Потом, однако, появились и поводы для скептицизма — выяснилось, например, что работать новая площадка будет только с апреля по октябрь, потому что в здании нет отопления, а делать в нем ремонт компания, похоже, не видит смысла. Это рождает некоторые сомнения в том, надолго ли «Арт-центр» приземлился в будущем деловом квартале.
Тем не менее, несколько больших проектов этим летом нам обещают: выставка видеоарта «Время и место» (куратор - директор Санкт-Петербургского филиала государственного центра современного искусства Марина Колдобская), проект «Уехали и не вернулись» - о самарских художниках и людях, которые навсегда уехали из Самары, и тех, кто имел возможность уехать, но не сделал этого. «Также мы планируем показать работы самарских художников в петербургском Музее современного искусства «Эрарта», который считается самым крупным негосударственным музеем современного искусства в России. В Арт-Центре мы планируем сделать предпоказ этой выставки», - говорит Эдуард Матушкин о планах компании.
Тенденции
На своей последней выставке самый титулованный из самарских художников Владимир Логутов раздавал публике распечатки статьи Виктора Мизиано «Культурные противоречия тусовки». Речь в статье шла о том, что сообщество, возникшее вокруг современного искусства, породило новый феномен — тусовку, которая объединена лишь желанием включенных в нее людей в ней находится, да смутными надеждами на «захват власти» (в культурном пространстве, конечно). Тусовка не транслирует никаких ценностей, ни за что не борется — она просто есть. «Мне кажется, мы сейчас преодолеваем эту стадию, стадию Тусовки», - считает Логутов. Действительно, мы видим, что в Самаре сложилось некое арт-сообщество, которое включает в себя несколько галерей, однако все меньше и меньше привязано к ним. Выходя за границы отдельных организаций, оно демонстрирует чудеса кооперации.
Так, «Лаборатория», базирующая в «Гончарове», участвовала в подготовке выставки «+3» в Самарском художественном музее, и это никого не удивляло. Последней новостью стало то, что Сообщество (или все-таки еще Тусовка?) замахнулась ни много ни мало на программу развития региона. Будет ли такая программа действительно создана и будет ли она работать, зависит как от внимания власти к новой инициативе, так и от самого Сообщества. Сумеет ли оно преодолеть собственную герметичность и предложить городу не просто несколько умных концепций, а новую организацию жизни, в которой каждый может стать не только потребителем, но и создателем искусства? Во всяком случае, другого пути развития у него нет.
Виктория Сушко, PR-менеджер галереи «Виктория»:
- Сложно сказать, какую мы занимаем нишу. Я не думаю, что арт-рынок в Самаре достаточно развит, чтобы можно было говорить о его сегментировании и о нишах. Все самарские галереи можно перечислить по пальцам, они не придерживаются какой-либо единой линии и довольно демократичны. Мы стремимся соблюдать некий баланс между тем, что хотят видеть коллекционеры, и тем, что интересно активным участникам социокультурного пространства, которые имеют свой критический взгляд на происходящее в современном искусстве. Если говорить о платежеспособной публике, обладающей серьезными частными коллекциями, то она, в основном, предпочитает живопись в традициях русской реалистической школы. Современное искусство спросом не пользуется, разве что иногда покупают работы художников с громким именем, например, Владимира Логутова.
Татьяна Симакова, руководитель галереи «Новое пространство»:
- Мы стараемся оправдывать свое имя и привозить в Самару принципиально новые вещи. Я слежу за новыми тенденциями, трендами, которые возникают в Москве и за рубежом, думаю, как это можно применить в нашем городе. Я уверена, что чем более разнообразная аудитория посещает галерею, тем лучше. Поэтому у нас есть как проекты, ориентированные на потребителей современного искусства, так и проекты совсем иной направленности. Например, последняя выставка «Бабье лето» была интересна в первую очередь публике старшего поколения. Многие проекты мы делаем с расчетом на то, чтобы люди захотели сами заняться творчеством, реализовать себя в новом направлении - проводим конкурсы, мастер-классы, ворк-шопы. Сейчас мы очень ориентированы на развитие фотоискусства в Самарской области.
Илья Саморуков, замдиректора музея им. Алексея Толстого, куратор:
- Галерей сейчас в Самаре достаточно. Хотя существенная потеря есть - «XI комнат» закрылись. Пожалуй, это была самая важная выставочная институция современного искусства в Самаре. Это было место абсолютной творческой свободы, которая порождала художников. Многие из них теперь выставляются в других галереях. Но все-таки интересных художников маловато, на мой взгляд. Галерей больше, чем художников. И нет концептуальных галерей - самарские галереи характеризует всеядность. Что касается потенциала развития арт-сообщества, то речь идет об оформлении тусовки и ее последующей институциализации — по мере вхождения ее членов во всевозможные официальные советы, союзы, творческие группы. Рано или поздно тусовка должна стать серьезной, легитимной институцией. Тусовка и является субъектом творчества. Есть тусовка - есть произведение.