В самарском «Арт-центре» открылась экспозиция главного фотографа петербургского Эрмитажа Юрия Молодковца.
В самарском «Арт-центре» открылась экспозиция главного фотографа петербургского Эрмитажа Юрия Молодковца.
Сегодняшнее искусство пасует перед красотой, дичится ее, избегает. Так же робеет современность перед большими замыслами, непростыми идеями и долгими проектами. В этом смысле «Новый эрмитаж» по-хорошему чужд современному искусству. Выставка состоит из девяти самостоятельных фотографических серий, сделанных Юрием Молодковцом в течение предыдущих двадцати лет. Каждая серия уже имеет собственную выставочную историю, за исключением проекта «Самара. Вертикаль», который был снят специально для «Арт-центра».
Чтобы описать творческий метод автора или даже смысл всего проекта, оказалось необходимым использовать слово «эрмитаж», которое в таком своем написании, должно быть, чрезвычайно режет глаз, а будучи «новым», и вовсе вызывает недоумение. Можно было бы предположить, что название произошло от почти одноименной серии, являющейся частью проекта. Действительно, полиэтилен, которым на тех фотографиях обернуты итальянские копии античных скульптур во время ремонта, вполне можно рассматривать как метафору фотографической призмы, сквозь которую якобы предлагает нам посмотреть на мир Юрий Молодковец. При определенном рефлексивном навыке в этом полупрозрачном материале на теле холодной классики удастся разглядеть мифическое Покрывало Майи, которое отделяет то ли скульптуру от наших сиюминутных перипетий, то ли нас от воображаемой античной страсти. «Вот и фотография, - успокоит себя зритель, - так же позволяет мне видеть все самое прекрасное и самое жуткое, сидя в мягком кресле, завернувшись в теплый плед из верблюжьей шерсти. Вот тебе и гримасничающие европейские шедевры в студиях тайских художников, и лондонские барахолки с присоседившимися русскими открытками».
Работа над подобными проектами схожа с составлением коллекции, когда существует множество уже состоявшихся и самостоятельных вещей, из которых в идеале нужно сформировать некую целостность. Вопрос о том, как сделать это наилучшим образом, возникает одновременно с появлением коллекционеров. Такой основой могла быть «Естественная история» Плиния Старшего или «Описания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Джорджо Вазари, да и сейчас любая серьезная коллекция базируется на некой всеохватывающей концепции.
Выставка Молодковца в «Арт-центре» продлится до 10 октября.
Еще один его проект представлен в филиале Самарского художественного музея на улице Венцека. Фотограф тут выступил в роли куратора экспозиции петербургского художника Геннадия Устюгова. Тяжело больной, с официальным диагнозом «шизофрения», Устюгов на сегодняшний день является, пожалуй, самым последовательным наследником традиций живописи эпохи модерна. В частности, наиболее близким по духу к Матиссу и Шагалу.
Выставка Устюгова будет работать до конца октября.