Во вторник вечером-капустником отметил 160-летие старейший театр губернии и одновременно ее ровесник. Совпадение совсем не случайное: губернии был положен свой театр, поэтому и появился он почти одновременно с указом 1851 года. На правах ровесника Самарский академический театр драмы позволил себе на юбилее весьма смелые шутки по разным адресам.
Акт первый: театр - гостям
На капустник в попытке протянуть нить времен прибыли Максим Горький в исполнении Виталия Жигалина, Владимир Ильич (Владимир Сапрыкин) и Петр Алабин (Виктор Мирный). Горький был отменно похож, со старомосковским произношением, оканьем и манерой держать себя с несгибаемым достоинством. Не обошлось без непременных капустных шуток про пивное «Дно», на котором, в соответствии с названием хрестоматийной пьесы, Горький, конечно, оказался, встретив там Ленина с ноутбуком, сидящего в аське и вообще весьма интернет-подкованного. В качестве урока по современным технологиям Ленин показал Горькому видео о театре – начитанный актерами рэп про разные уголки театрального теремка, перемежавшийся скептическими комментариями Вячеслава Гвоздкова.
После чего Ленин с Горьким встретили Алабина на серебристой легковушке из спектакля Ladies night. И тут началось самое интересное, потому что на теме «Эх, дороги» у нас всегда начинается самое интересное. Ленин, за неимением броневика, забрался на крышу машины и возмущался оттуда, куда смотрел Алабин, пока был главой города. На экран проецировались фотографии самарских дорог и провалившихся за последний год машин, Ленин успокаивал Алабина тем, что через сто лет молитвы народа были услышаны, появился Дмитрий Игоревич, и дороги теперь делают, к тому же отменного качества: «Пройдемте на Самарскую, там такой кусочек есть…»
Сидевший в зале Дмитрий Азаров встретил шутки аплодисментами, а во второй части, когда на сцену пришлось выйти уже ему, сетовал, как трудно это делать после профессионалов, да еще и после двух глав города, побывавших на подмостках: «Но, как говорят в народе, третьим буду».
Драмовцы, между тем, на этом не остановились. По пути на юбилей театра Горький и Ленин захватили с собой статую Куйбышева в исполнении Иршата Байбикова и Чапаева, сыгранного Олегом Беловым («живая» копия композиции с площади около театра сорвала аплодисменты, так близко к оригиналу воссоздали актеры памятник). Худрук Вячеслав Гвоздков, до которого скульптуры и ожившие классики, наконец, добрались, в белой фуражке и с навостренной лыжей в руках спел на мотив одной из песен Кикабидзе, как давно мечтает сделать реконструкцию.
Завершился капустник не менее острыми куплетами, с новым напоминанием о реконструкции. Вышло в целом живо, но местами на грани фола.
Акт второй: гости - театру
После антракта приступили к торжественной части, предоставив сцену гостям театра. «СамАрт» вышел в матросках и кожаных пальто, с энергичным поздравлением в революционном духе, продекламированным дружным хором всей труппы. Дмитрий Азаров подарил Драме статуэтку Горького и плазменный телевизор. От «Колеса» театр поздравляли Трус, Балбес и Бывалый, от «Самарской площади» - герои спектакля «Роддом», от Оперы и балета – Шаляпин.
Большое оживление внесло в официальную часть выступление областного министра культуры. Ольга Рыбакова поздравила театр от имени министра культуры РФ Александра Авдеева и губернатора Самарской области Владимира Артякова, после чего завязала с Вячеславом Гвоздковым изящную словесную дуэль.
Министр культуры рассказывала, что к юбилею «жуткие» старые кресла поменяли на новые. «Они не жуткие, им просто было 28 лет», - парировал Гвоздков. И попросил новый занавес, вспомнив, к слову, «Сказку о рыбаке и рыбке». Что-что, а общаться с власть имущими на языке театральной игривости 160-летний юбиляр умеет.
В завершение вечера худрук благодарил всех – и зрителя, и область, и Петра Львовича Монастырского, при упоминании о котором зал взорвался аплодисментами и долго не давал продолжать говорить. А труппа театра пела свой гимн, песню Марка Левянта из «Старомодной комедии» - «Снова с нуля».
Ольга Рыбакова, министр культуры Самарской области:
- За 160 лет театр воспитал столько поколений зрителей и столько еще воспитает… Сколько еще будет здесь слез, веселья, переживаний, легкой грусти… Проходит жизнь, растут наши дети, внуки, а театр остается прежним. Театру 160 лет, и мы с художественным руководителем можем, честно смотря вам в глаза, сказать, что все хорошо. Вы сидите в новых креслах – это наш подарок театру. Удобные? И салатовые стены мы восстановили по историческим справкам. Я желаю вашему коллективу здоровья, счастья, творческих успехов. У нас с вами в 2012 году будут великолепные спектакли.
Александр Амелин, заслуженный артист РФ:
- Я пришел сюда в 1984 году, после окончания Щепкинского училища. Это мой единственный театр. Я надеюсь, что тоже успел стать частью этой истории, хорошей или плохой – другой разговор, у нас же на вкус и на цвет товарища нет. Но я с удовольствием готов вложить в эти 160 часть моей жизни и ни секунды не жалею о том, что переступил порог этого театра. Это моя жизнь. Дай бог, чтобы мы смогли привнести в историю этого театра что-то новое, что-то лучшее, потому что до нас было много достойных людей, которые сохранили театр и составили его славу и историю. А для нас самое главное – не потерять этого.