В минувшие выходные в Самарском академическом театре оперы и балета состоялась премьера оперы «Мадам Баттерфляй» Джакомо Пуччини. Каждый уважающий себя театр должен имеет в своем репертуаре это итальянское произведение. Теперь своя «Чио-Чио-Сан» есть и у Самарского театра.
На самом деле опера Джакомо Пуччини была поставлена в Самаре еще несколько лет назад, на сцене ДК им. Дзержинского. После окончания реконструкции основного здания театра, оперу перенесли на большую сцену с прежними декорациями. Спустя какое-то время было решено поставить ее заново. Но назвать оперу старой никак нельзя. Единственное, что сохранилось от первой постановки на момент начала работы над новой — это заученные труппой партии на итальянском языке. В остальном «Мадам Баттерфляй» - полноценный премьерный спектакль.
Для постановки его на самарской сцене был приглашен швейцарский режиссер Дитер Мартин Кеги. Музыкальным руководителем и главным дирижером выступил художественный руководитель театра Александр Анисимов. Новые декорации и сценография выполнены главным художником Оперного Еленой Соловьевой, а костюмами и светом занимались специалисты из Ростова-на-Дону Наталья Земалиндинова и Роман Крикунов.
Главные роли в премьерных спектаклях 17 и 18 марта исполняли Ирина Крикунова и Татьяна Ларина (Чио-Чио-Сан), Юлия Маркова и Антонина Ревуцкая (Сузуки), Георгий Цветков (Шарплес), Андрей Антонов и Зураб Базоркин (Бонза). В роли Пинкертона оба вечера выступал тенор Дмитрий Крыжский. Для Крыжского этот спектакль стал дебютным на сцене Самарского Оперного. Ранее он выступал в Челябинском, Башкирском и Казанском театрах.
«Музыка Пуччини настолько богата и полна эмоциями, что не нужно отягощать яркими цветами сцену», - рассказал режиссер спектакля. Действительно, на сцене Оперного театра с одной стороны было буйство красок, а с другой стороны, не было ничего лишнего. Во всех трех актах оперы декорации и костюмы соответствовали эмоциональному накалу сюжета и лишь акцентировали происходящие по сюжету события. Первый акт — весенний, с цветущей сакурой и яркими радостными цветами. В постановке использованы видеопроекции, транслируемые на перегородки дома Чио-Чио-Сан. В первом акте транслируются тени неподвижные и видны лишь опадающие цветущие листья на розовом фоне. Ночью по темному небу движется полная луна. Во втором акте чувствуется легкое напряжение. Листья стремительно осыпаются с ветвей. Уже в антракте, между вторым и третьим актами, декорации позволяют понять эмоциональное напряжение, которое ждет публику в финале. Ветер раскачивает ветви деревьев, а после ритуального самоубийства главной героини на перегородках-экранах появляются большие хлопья белого снега, стремительно перерастающие в огромное белое пятно.
Игра света и тени использована во всем спектакле во время перемещений артистов по сцене. Кроме того, театр теней использован в двух ключевых сценах — первой брачной ночи Чио-Чио-Сан с Пинкертоном и сцене харакири, когда все происходит за перемещающимися перегородками. Грамотно меняется и цвет фона, сочетаясь с костюмами главных героев. Выход разгневанного Бонзы в черном кимоно с красной подкладкой происходит на фоне алого закатного неба.
Использованные в постановке эффекты в виде видеопроекций и аудиозаписей (палящая с корабля пушка, птичий щебет) слегка осовременивают оперу, но не позволяют ей потерять «классического» вида.
Прямолинейность образов и очевидные приемы, предложенные режиссером и художниками, осуществлены на высоком уровне. Что касается музыкальной части, то оркестр под руководством главного дирижера оперы Александра Анисимова был на высоте. С лучшей стороны показали себя и артисты труппы, лишний раз подтвердив свой высокий уровень.
Несмотря на небольшие погрешности в исполнении партий, обе премьеры прошли с большим успехом. Следующий раз публика сможет насладиться оперой Пуччини 28 марта на международном оперном фестивале имени Ирины Архиповой.