В среду, 4 апреля, в Самарском областном художественном музее открывается выставка «Тихая жизнь вещей». Об этом говорится в пресс-релизе музея. Натюрморт (франц. nature morte, итал. natura morta, буквально – мертвая природа; голл. stilleven, нем. stilleben, англ. still life, буквально – тихая или неподвижная жизнь). Кажется, что «мертвая природа» никак не стыкуется с «тихой жизнью», но это обозначение одного и того же жанра изобразительного искусства.
Натюрмортная живопись есть в собрании каждого музея. По преданию, древнегреческий художник Зевксис изобразил виноград так правдиво, что на него слетались насекомые, приняв за настоящий. На самарской выставке демократичный и динамичный, тяготеющий к «суровой правде жизни» «суровый стиль» представлен работами А.Ю. Никича («Желтые цветы») и И.А. Попова («Натюрморт с газетами. Утро», 1967).
К числу программных работ на выставке относится полотно художника-«деревенщика» В.Ф. Стожарова «Московская сдоба», 1964. Весь этот бесхитростный антураж – размещенные на столе и полках калачи, хлебы, фигурные пряники, баранки, медный самовар, увенчанный заварочным чайником, вскрытые пачки сахару и чаю, зеленые антоновские яблоки – вводит нас в мир простого народа, который проводит за мирным чаепитием многие часы своей безыскусной жизни.
В контрасте с «Московской сдобой» аристократически-загадочно смотрится «Красный натюрморт» ленинградского художника В.В. Ватенина, 1971, с будто исчезающими прямо у нас на глазах предметами, как бы освещенными светом белых ночей.
На выставке представлены натюрморты самарских художников. Работы Г.С. Чернухина, многие годы прожившего в Узбекистане, «Мужицкий натюрморт» (1978) и «Две птицы» (1973) воплощают чувственную плоть предметного мира.