Развлечения Художники «повернулись лицом к публике»

Художники «повернулись лицом к публике»

Фото: Андрей Сапрыкин

В конце прошлой недели в «Арт-центре» открылась выставка «Субъект», презентовавшая Самаре новую художественную группу – «Социальная адаптация».

Фото: Андрей Сапрыкин

В конце прошлой недели в «Арт-центре» открылась выставка «Субъект», презентовавшая Самаре новую художественную группу – «Социальная адаптация».

«Реальная жизнь и контемпорари-арт развиваются почти изолированно друг от друга. Художественная группа «Социальная адаптация» делает попытку сблизить эти два явления», - узнаем мы из текста куратора выставки Фрола Веселого. Помимо этой новости, в тексте куратора, известного своей нелюбовью к длинным словам и генерирующих их «филологам», можно вычитать еще несколько заявлений, выдержанных в стилистике «ученого манифеста». Во-первых, поставлена задача «вынуть художника (т.е. самого себя. - Прим. авт.) из башни из слоновой кости» и «повернуть артиста и публику лицом к лицу через новую знаковую систему», во-вторых, «постмодернистской теории «массового шедевра» противопоставляется «цеховое мастерство, независимое от корпоративной этики, и простая образность, создаваемая сложной технологией».

Говоря просто, куратор упрекает «контемпорари арт» в любви к сложным концепциям и неумении рисовать, обещая, что выставка «Субъект» пройдет под девизом «Меньше текста, больше визуальности». Оставив в стороне все эпохальные заявления манифеста новой группы, скажем, что этот принцип художникам «Адаптации» удалось соблюсти - выставка действительно производит впечатление необычайной для Самары насыщенности визуальным. Это при небольшом числе участников и при том, что большинство работ создано специально для выставки.

Центральная и, наверное, самая лучшая работа выставки - инсталляция «Новый тотем» Фрола Веселого и Евгения Масленникова. В свете проектора обвешанная перьями странная фигура из металлических прутьев отбрасывает тень, удивительно похожую на знаменитый рисунок Леонардо да Винчи: человек, вписанный в круг. Многозначительно, изящно, красиво.

Остальные работы действительно хорошо нарисованы и хорошо сделаны (в основном из жести), но великих потрясений с собой не несут. Длинная серия Евгения Масленникова, посвященная воспроизведению нарциссических фотографий девушек из социальных сетей. Материал (пергалин) и техника художника осуществляют «волшебное превращение» того, что авторами фотографий воспринималось как «красоты и прелести» в безобразие. Несколько внушительных скульптур из жести (опять работа Веселого и Масленникова) - пародийное воспроизведение произведений искусства, ставших символами массовой культуры: череп Дэмьена Херста, заяц Йозефа Бойса, яблоко Стива Джобса...

И еще серия жестяных скульптур тех же художников (руки, белые шары, символично и почти трогательно). И длинная серия художницы Юкки Малеки из Санкт-Петербурга, составляющей коллажи из всего бреда, льющегося на голову любого жителя большого города: рекламные лозунги, плакаты, психоаналитические теории, корпоративные кодексы... Тема не нова, но работы многослойны и изящны.

Целый зал занимает инсталляция Евгении Биктимировой, соорудившей с помощью зеркал и пенопласта нечто похожее на фонтан - интересный опыт превращения мусорного материала в нечто многомерное и красивое (симптоматично, что это слово, весьма нелюбимое в кругах художников «контемпорари арт», тут просится на язык очень часто). Изображения людей с вросшими в кожу лейблами знаменитых брендов (автор Светлана Ихсанова) - ну вот здесь ничего кроме банальности усмотреть уже не удается. Но есть еще одна серия Масленникова, применившего девизы известных компаний (например, Nike: Just do it) к маркам револьверов. И инсталляция из множества скворечников при входе. И серия городских пейзажей Фрола Веселого. И, кажется, что-то еще...

Конечно, метод работы с кодами массовой культуры, на котором в основном держится выставка, не назовешь новым. Серьезного «поворота к жизни» тут как-то не усматривается, скорее интересно то, что художники, кажется, просто используют концепции поп-арта для «оправдания» своего желания рисовать. О доступности и яркости пластического языка, выбранного художниками, хочется говорить больше. Правда, и здесь есть, наверное, только одна работа, без всяких оговорок претендующая на открытие (что немало). Остальные - «просто хорошие», интересные, иногда банальные и т.д. Но вот по степени насыщенности пространства образами, по элементарной «концентрации приложенного труда на квадратный метр» выставка действительно выбивается из ряда, поражая каким-то возрожденческим размахом. Кто-то из блогеров написал в своем отчете о выставке, что «смотрел ее как кино». И это очко создатели выставки могут без всяких оговорок считать заработанным честно.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
Очередная новогодняя солянка? Какими получились «Елки-11» с турецкой звездой и «уральским пельменем»
Дарья Костомина
Редактор раздела «Культура»
Мнение
«Тупые никчемные мамаши»: как врачам сдерживать хамство и что говорит по этому поводу медик, возмутившая всю страну
Анонимное мнение
Мнение
«Украла у меня 107 часов»: как корреспондент чуть не утонул в игре Baldur’s Gate 3
Кирилл Митин
Корреспондент
Мнение
«Уровень детского сада»: репетитор по русскому языку оценила закон о тестировании детей мигрантов
Елена Ракова
жительница Кургана
Мнение
«Избавьтесь от этих бездельников!» Журналист из Тольятти сравнил дороги автограда и Самары
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления