В стенах библиотек - несметные богатства. Кому они нужны?
В стенах библиотек - несметные богатства. Кому они нужны?
Файлы против бумаги
...Холодное зимнее утро. На порожке перед библиотекой толпа страждущих. До открытия - 15 минут. Чтобы согреться, ходишь с места на место. Но не слишком далеко: очереди хоть официально и не существует, каждый цепким взглядом прикидывает последовательность ожидающих. Наверное, эту историю из моего детства я буду преподносить детям как невероятную экзотику. И они будут удивляться примерно так, как мое поколение, слыша рассказы об огромных очередях за книгами по подписке.
То, что не удалось сделать телевидению, доделывает Интернет: молодых людей медленно, но верно отучают от книг. И не нужно мне рассказывать о том, что электронная книга популяризирует чтение. Как можно сравнить бумажную книгу с электронным аналогом? Нельзя сравнить охотничий раж, который охватывает при входе в книжный магазин или библиотеку, с копанием в куче безликих и бездушных файлов. От этого и люди становятся безликими и бездушными.
Со всех сторон звучит призыв с первых дней приучать детей к чтению. Огромную роль в этом, конечно, играют родители. Немало могут сделать учителя. Третий рубеж и, возможно, последний -библиотекарь.
Кое-что о престиже
Многие стесняются говорить, что работают библиотекарем: существует стереотип - серая мышка в очках, сидящая за кафедрой. Возможно, ради престижа профессии ее стоит переименовать в «менеджера библиотеки»? А ведь в не столь давние времена на эту специальность в академии культуры и искусств был большой конкурс. И что самое важное - после получения заветного диплома выпускники оставались в профессии. Сейчас же, удовлетворившись бесплатным высшим образованием, несостоявшиеся библиотекари прямиком идут в коммерческие структуры.
- Мы живем в то время, когда деньги - главная ценность. От этого и возникают депрессии, стрессы. Работа библиотекаря предполагает постоянное образование. Кто может себе позволить роскошь постоянно развиваться на работе? Кроме нас, разве что учителя, - рассуждает заведующая отделом обслуживания Центральной городской библиотеки имени Крупской Лидия Царькова.
Интеллектуальный уровень сотрудников библиотек должен постоянно повышаться, а эрудиция - поражать даже специалистов.
- Меня иногда спрашивают: «Тебя с медицинского, что ли, выгнали или с юридического? Столько спецтерминов знаешь.» Энциклопедические знания приходится иметь, - продолжает Лидия. - А как иначе? Приходит мальчик и просит дать ему информацию про Че Гевару. Получил книгу, говорит: «Нет. Это должен быть не человек». А кто же?.. «Животное». В итоге догадалась: оказалось, ему про капи-бару надо. Так иногда в голове у читателей все смешается - сразу не поймешь, что им нужно.
По ту сторону кафедры библиотекарь не имеет права произносить «не знаю». Первые несколько дней новые сотрудники библиотеки им. Крупской просто ходят между стеллажами и изучают энциклопедии - чтобы потом стать универсальным помощником для читателей.
Будь союзником, учитель!
Не дожидаясь милости от природы, новое поколение читателей сотрудники библиотеки взращивают своими руками. - Мы приходим в школы и предлагаем учителям образовательные программы - проведение специальных уроков в их стенах или у нас. Возможности огромные: слайды, видеопроектор и главное - неравнодушные к своему делу сотрудники, которые в интересной форме расскажут учащимся то, чего они никогда не смогут узнать из школьной программы. Мы проводим специальные опросы, и ни один из участников не написал, что считает полученную информацию лишней или хоть сколько-нибудь знакомой, - рассказывает заведующая отделом массовой работы и связей с общественностью Марина Матвеева. - И дальше уже все зависит от учителя. Если ему небезразличны дети, если он хочет вложить в них как можно больше - он и через весь город будет их возить к нам. А если задача педагога - отработать положенные часы и уйти домой, забыв об учениках, то он и от приезда библиотекаря может отказаться.
Пока юных самарцев только заманивают в библиотеку шутками-прибаутками, старшее поколение, имеющее стойкую привычку к чтению, посещает ее регулярно. Например, некоторые приходят каждый день как на работу, чтобы познакомиться с прессой. Библиотека - прекрасная возможность сэкономить большие деньги не только на покупке книг (здесь представлены новинки литературы во всех жанрах), но и на приобретении периодической печати. 131 наименование газет и журналов к услугам читателей в открытом доступе (в том числе и дорогие глянцевые и детские издания).
Хождение в народ
Библиотека - единственное бесплатное место культурного досуга. Чтобы донести до горожан мысль о том, какие богатства таят эти стены, сотрудники выходят на улицы.
К примеру, в мае в одном из самарских трамваев провели беспрецедентную акцию - «Библиовагон». Попадая в одну из самарских «пятерок», следующую своим обычным маршрутом, пассажиры принимали участие в блиц-опросах и мини-викторинах. Украшенный плакатами и разноцветными шарами вагон колесил по улицам города с 9.00 до 12.00.
В разных концах города проходит еще одна акция - «Литературная беседка», в рамках муниципальной программы «Самара читающая», цель которой - привлечь горожан к хорошей интересной литературе, познакомить с писателями-современниками и напомнить об известных авторах.
В ближайших планах - опрос горожан по истории Бородинского сражения в годовщину битвы, 7 сентября, продолжение работы «Литературной беседки» и многое другое.
Третье место
Самарская муниципальная информационно-библиотечная система, как и положено структуре с таким длинным названием, - обширная, сложно сплетенная сеть. 43 филиала библиотек расположено по всей Самаре, в том числе в отдаленных районах.
- Мы стараемся ни в коем случае не ущемлять филиалы. Ведь для жителей Куйбышевского района или Зубчаниновки библиотека, может быть, - единственная возможность приобщиться к культуре, - рассказывает директор ЦГБ им. Н.К. Крупской Людмила Белозерова. - Мы всегда прислушиваемся к потребностям читателей. Составляем так называемые «картотеки отказов», куда заносим книги, востребованные посетителями и отсутствующие у нас.
Главной задачей на сегодня Людмила Васильевна называет превращение библиотеки в «третье место». Термин, введенный американским социологом Рэем Ольденбургом, сегодня широко применяется для обозначения третьей (после дома и работы) точки, куда человек стремится, причем по собственному желанию.
- Библиотека должна стать местом, где можно отдохнуть и спокойно поработать, прочитать любимые книги или новинки, пообщаться с единомышленниками, независимо от их социального и материального положения, воспользоваться Интернетом. Куда приходят с удовольствием, а уходят с неохотой. Где уютно и приятно проводить время, и главное - все это предлагается бесплатно, - считает Людмила Белозерова.
Послесловие
Как обычный посетитель я полагала, что библиотекарь - лицо, перемещающее книги с полок в руки читателей и обратно. Но оказалось, что это борец, отважно сражающийся с невежеством, глупостью, косностью общества. И стоит ли говорить, что делает он это бескорыстно. Недаром великий радетель и охранитель русской культуры Дмитрий Сергеевич Лихачев называл библиотекарей последними святыми на Руси.