Самарский кинематографист Алёна Самсонова рассказала «Ва-банку» об удивительной экспедиции в Тыву и на Алтай, а также о приключениях в нашем городе всемирно известных режиссеров-мультипликаторов.
Самарский кинематографист Алёна Самсонова рассказала «Ва-банку» об удивительной экспедиции в Тыву и на Алтай, а также о приключениях в нашем городе всемирно известных режиссеров-мультипликаторов.
- Алена, как вы попали в экспедицию в Тыву?
- Все началось со знакомства с дочерью тывинского актера Максима Мунзука, который сыграл роль Дерсу Узала в знаменитом одноименном фильме Акиры Куросавы. Светлана Мунзук приезжала в Самару на наш фестиваль «Кино - детям», а позже пригласила нас к себе. В 2012 году Тыва отмечала 100-летие Максима Мунзука, и этой дате был посвящен очередной кинофестиваль «Живая тропа Дерсу», куда нас с мужем Романом пригласили в качестве гостей и членов жюри. Тематика представленных фильмов – единение с природой. Нам самим тоже удалось «соединиться» с природой после фестиваля, когда Светлана повезла гостей-кинематографистов через всю Тыву и Алтай к плато Укок – тому самому месту, где нашли мумию известной «Алтайской принцессы». Дружной компанией мы отправились в путь. Ехали на «уазике» - в Тыве это главный транспорт, потому что по бездорожью и горным перевалам больше ни на чем не проедешь. Бывали дни, когда мы преодолевали километров по 500. Людей в тех местах почти не встретишь, лишь изредка попадалась какая-нибудь пастушья юрта. Мы видели нетронутые древние курганы, потрясающей красоты девственную природу. Там чувствуешь себя совсем по-другому: кругом открытое пространство, никакой цивилизации, чистейшие вода и воздух.
- Какие места поразили вас больше всего?
- Те места, где родился и вырос Максим Мунзук. Например, озеро Чагытай. Оно огромное, красивое и чистейшее, и с ним связана легенда о Чингиз-хане: когда великий завоеватель проезжал по тому месту, где потом образовалось озеро, колеса от его повозок оставили глубокий след. И если смотреть на озеро с вертолета, то и сейчас можно различить две глубокие колеи, тянущиеся через все его дно.
- Происшествий в дороге не случалось?
- Куда же без них!.. Сейчас в театре «СамАрт» идет сказочная пьеса «Жених-змей», которую я тогда сочиняла. И в пути случилось происшествие, которое сподвигло меня быстро ее дописать. До поселка, в котором нас ждал ночлег, оставалось километров 60, когда вдруг посреди степи «закипел» наш «уазик». В тех краях ночь наступает быстро, без сумерек, и резко становится холодно. Шанс заночевать в степи был очень велик, поэтому надо было срочно разжечь костер. В качестве топлива имелся только кизяк, но чтобы он загорелся, нужно было что-то легко воспламеняемое. И я отдала проводникам-тывинцам мои рукописи – ничего другого под рукой не оказалось. Но когда через некоторое время вернулась к кострищу, то увидела, что они по-прежнему пытаются разжечь кизяк без бумаги, но при этом читают вслух начало моей сказки... К счастью, костер не понадобился, так как поломку удалось устранить, и мы добрались до поселка. Может, местным духам приглянулась моя сказка, и они решили не оставлять нас на ночь в холодной степи.
- Как закончилось ваше путешествие?
- До Укока мы, к сожалению, не доехали – не получилось уложиться в график из-за нашего «захромавшего» «уазика». Но впечатлений от местной экзотики нам хватило. В том числе, забавных. К примеру, для алтайского поселка совершенно нормальная картина, когда рядом с банкоматом привязана корова. Или, допустим, деревянное футбольное поле на школьном дворе – чтобы дождем не размыло...
- Это было, насколько я знаю, не единственное ваше увлекательное путешествие?
- Конечно! В 2011 году я ездила на Международный фестиваль анимационных фильмов «КРОК», который проходил на теплоходе, плывущем от Киева до Одессы. Среди гостей было немало мастеров анимации – режиссер знаменитого «Ежика в тумане» Юрий Норштейн, создатель «Капитана Врунгеля» и «Острова сокровищ» Давид Черкасский, автор «Болеро» Иван Максимов и многие другие. Почти каждый вечер проходил в стиле концерта-«капустника», с переодеваниями, песнями и шутками. Но про конкурсную программу мы тоже не забывали – за время путешествия просмотрели около 300 мультфильмов.
- А в Самаре эти мэтры мультипликации бывали?
- Да. Когда фестиваль «КРОК» пару лет назад плавал по Волге и остановился в Самаре, компания аниматоров во главе с Юрием Норштейном пошла гулять по городу. Был среди них, кстати, и Александр Петров – тот самый, что получил «Оскара» за анимационный фильм «Старик и море». И вся эта компания, как люди рисующие и любящие искусство, захотели попасть в наш Художественный музей. Но дело, к сожалению, было во вторник – музейный выходной. А поскольку теплоход через три часа отчаливал, другого шанса у наших гостей не было. Я на удачу зашла в музей и начала рассказывать охраннику, какие знаменитые люди стоят у входа и жаждут попасть в музей. К счастью, меня услышала одна из дежуривших сотрудниц, которая не просто пустила аниматоров в здание, но и с удовольствием провела для них экскурсию по всей экспозиции. После музея мы еще погуляли по центру Самары, и мне было так странно, что никто из самарцев даже не догадывается, какие знаменитые на весь мир аниматоры идут сейчас мимо них, увы, их мало кто знает в лицо.
- А как вы общаетесь с известными кинематографистами, когда представляется случай? Берете, например, автографы?
- Будучи студенткой, я проходила преддипломную практику в Москве - как будущий архитектор. Но поскольку меня всегда манило кино, то, пользуясь знакомством со студентами ВГИКа, я больше проводила времени на киносеансах Московского международного кинофестиваля, чем в проектном институте. И вот стою я как-то с одним знакомым возле московского Дома кино, а неподалеку от нас курит Тонино Гуэрра - известный итальянский писатель и сценарист, который работал с Феллини и Антониони. Я спрашиваю у своего знакомого: может, мне к нему подойти - попросить автограф? На что он мне ответил: «Зачем? Лучше живи так, чтобы автограф хотели попросить у тебя!..»
Сейчас я знакома со многими людьми из мира кино – кто-то бывал на самарских кинофестивалях, с кем-то довелось пересечься в Москве или Питере. Общение с одними остается просто хорошим воспоминанием, с другими мы становимся друзьями. А бывает, что кто-то из самарских друзей становится знаменит. Вот, к примеру, Сергей Февралев на днях стал лауреатом российской кинопремии «Золотой орел» в номинации «Лучшая работа художника-постановщика». Он получил награду за фильм «Орда». И, кстати, другая его работа, на фильме Шахназарова «Белый тигр», тоже была в этой номинации. И я, конечно же, очень радовалась за него – звонила, поздравляла!..
Хотя известность – это показатель для творческого человека весьма относительный. Главное – иметь возможность для самовыражения, воплощения своих творческих планов. Хочется попробовать себя в чем-то новом. Я потому и «шагнула» на соседнюю стезю искусства – театр. Вот сейчас уже думаю над второй пьесой для «СамАрта». Да и в кино задумок хватает. Потихоньку буду воплощать.
Досье
Родилась 3 июля 1968 года. Окончила архитектурный факультет Самарской архитектурно-строительной академии. С 2002 года работает на студии «Волга-фильм» как сценарист и режиссер. Автор более 20 документальных фильмов, член Союза кинематографистов РФ и Гильдии сценаристов кино и телевидения. Замужем.
Блиц-опрос
Любимые кинорежиссеры
Ранний Никита Михалков, Виктор Шамиров, Оксана Бычкова
Любимые фильмы
«Неоконченная пьеса для механического пианино», «Упражнения в прекрасном», «Плюс один»
Мечта
Экранизировать свои игровые сценарии
Идеальный отдых
Море и путешествия