С первых дней февраль радует киноманов главными премьерами года. В кинотеатрах идут новинки игрового кино и главные претенденты на приближающийся «Оскар-2013», а самарский киноклуб «Ракурс» показывает свежие работы лауреатов ведущих кинофестивалей, еще не дошедшие до самарских экранов. Сегодня поговорим о новой работе Сталлоне, поющем Хью Джекмане и 18-м фильме Ким Ки Дука.
С первых дней февраль радует киноманов главными премьерами года. В кинотеатрах идут новинки игрового кино и главные претенденты на приближающийся «Оскар-2013», а самарский киноклуб «Ракурс» показывает свежие работы лауреатов ведущих кинофестивалей, еще не дошедшие до самарских экранов. Сегодня поговорим о новой работе Сталлоне, поющем Хью Джекмане и 18-м фильме Ким Ки Дука.
Кино + музыка
Первой достойной внимания премьерой недели стал мюзикл «Отверженные» автора «Король говорит!» Тома Хупера. Режиссер успешно перенес произведение с театральной сцены на экран, заставив петь тех актеров, от которых этого ждали менее всего, — Хью Джекмана (Жан Вальжан) и Рассела Кроу (инспектор Жавер). Сюжетная канва романа Виктора Гюго намечена пунктирно, действия в фильме мало, зато песен много. Герои красиво поют о трудностях любви в революционное время, конфликте долга и чувства, попытках сохранить в себе хоть каплю человеческого достоинства в черством мире... События «Отверженных» развиваются на фоне роскошных декораций, персонажи в пышных костюмах - фильм визуально безупречен. Из всех исполнителей главных ролей удачно совместить вокальную составляющую с хорошей актерской игрой удалось Хью Джекману, достойно воплотившему самые разные душевные состояния своего героя. Поющий Рассел Кроу смотрится не столько непривычно, сколько нелепо, и во многом из-за пафосности его героя.
Эффектнее главных персонажей в «Отверженных» получились второстепенные - мадам и месье Тенардье (Хелена Бонем Картер и Саша Барон Коэн соответственно). У Гюго они были негодяями, а Хупер превратил их в симпатичных авантюристов. Едва появившись, они сбивают пафос с происходящего, придавая ему характер карнавала.
Еще одной киномузыкальной премьерой стал очередной фильм-концерт рок-группы Guns`N`Roses, в который вошло недавнее выступление на Лондонском стадионе Арена O2. Концерт полон пиротехнических и световых эффектов, драйва и - самое главное - хитов Chinese Democracy, November Rain, Don’t Cry, Dead Flowers, Knockin’ On Heaven’s Door, Nightrain и других сакраментальных для поклонников группы творений. К сожалению, фильм показывался только раз и только в «Киноплексе».
От Сталлоне до «Кожаного лица»
Сильвестр Сталлоне, похоже, никогда не перестанет возвращаться на экран в однотипных боевиках. Фильм «Неудержимый», название которого с оригинала дословно переводится как «Пуля в голову», неслучайно отсылает к двум предыдущим работам актера. Это те же «Неудержимые» без звездного экшн-состава (никого из легенд боевиков, за исключением Сталлоне, в картине нет) и юмора, от чего фильм только проигрывает. Режиссер картины Уолтер Хилл, памятный по боевикам 1980-1990-х «48 часов», «Красная жара», «Герой-одиночка», снял олдскульное кино в стиле 80-х про пожилого киллера, который на пару с молодым копом мстит мафии за смерть своих коллег. В диалогах с напарником герой Сталлоне показывает свою отсталость от жизни, зато утверждает правоту сильного, расстреливая и убивая все живое. Лет 20 назад такой фильм смотрелся бы на ура по видику, сегодня же зубодробительный боевик, снятый без какой-либо иронии над собранными в нем штампами, раздражает.
Жанр ужасов на этой неделе представлен «Техасской резней бензопилой 3D» - продолжением загадочной истории про маньяка «Кожаное лицо». В версии режиссера Джона Льюсенхопа предполагаемого убийцу ловит полиция. Но прежде, чем он предстает перед законом, его сжигают возмущенные американцы. А убийства бензопилой возобновляются. На этом интересная часть заканчивается, и начинается характерная для современных фильмов ужасов банальщина. Опять молодые люди произносят глупые диалоги, бегают от темной фигуры с бензопилой и распадаются на части. Режиссер делает ставку не на интересный сюжет, саспенс, а на техническую сторону, клише с выпадающими трупами, внезапными выпрыгиваниями людей из-за угла. Но и в 3D «Кожаное лицо» уже не такое страшное, как в двух предыдущих сериях.
Сюрреализм по-канадски и Евангелие по-корейски
Киноклуб «Ракурс» показал на минувшей неделе две новинки. Первая из них - «Замочная скважина» канадца Гая Мэддена, прижизненно признанного культовым режиссером. Даже жюри международных фестивалей, несмотря на интерес к творчеству канадца, затрудняется оценить его неоднозначные работы. Черно-белая «Замочная скважина», участвовавшая в конкурсе «Берлинале», рассказывает о путешествии героя-гангстера по дому, в котором он с сообщниками укрылся от полицейских. Время в доме идет странно: прошлое опережает будущее и вмешивается в настоящее. Пространство постоянно трансформируется, а живые афористично говорят с призраками, но понять, кто из них кто, невозможно. Вскоре становится ясно, что сам дом - своеобразная метафора памяти главного героя, в которой он пытается навести порядок, вернуться к счастливым временам, воскресить погибших по его вине. Эту историю Мэдден превращает в сюжет об Улиссе, тщетно пытающемся вернуться к сыну (в фильме - к трем сыновьям и дочери) и найти жену. Причем канадец обращается к трактовке мифа, близкой по настроению и содержанию к произведению Джойса, у которого отношения новоявленного Улисса с супругой никак не складывались, а попытки диалога отца с сыном превращались в вечную драму с фрейдистскими мотивами.
Вторая премьера - «Пьета» Ким Ки Дука, собравшая на «Берлинале-2012» букет наград от «Золотого льва» до «Золотой мыши». В драме рассказана грустная история 30-летнего сеульца Ли Кан До, который выбивает деньги из задолжавших ростовщику кустарей. Поскольку большинство из них некредитоспособны, герой калечит их и забирает себе их страховку. Однажды к Кан До является бросившая его сразу после рождения мать и старается компенсировать недоданную сыну ласку...
Некоторые зрители восприняли фильм как «еще один корейский шедевр о мести», хотя я рассматриваю его как психологически тонкое исследование причин и последствий равнодушия, в результате которого человек превращается в бесчувственный кусок мяса. Кстати, попавший под колеса кусок мяса неслучайно является сквозным мотивом фильма. Равнодушие, проистекающее из него озлобление на мир и обнищание духа Ки Дук рассматривает как общественную болезнь и связывает ее с техническим прогрессом, отменяющим своим наступлением гуманистические ценности.
Интересно, что самые часто звучащие характеристики в адрес Кан До — «сукин сын» и «дьявол», определяющие его как нечеловека. В фильме он является и манипулирующим людьми искусителем и воплощением всех пороков, почти утратившим способность чувствовать. Этот вымирающий человек заслуживает оплакивания, как снятый с креста Христос на руках у скорбящей Девы Марии в скульптурном изображении Буонаротти.
Справка
Ким Ки Дук является основателем движения «Противоречивое и уникальное», которое стало ключевым в кинематографе Южной Кореи последних лет. Проучившись в Париже, он возвратился в Корею, где работал как сценарист.
В 1995-м его наградили Гран-при Гильдии сценаристов Кореи.
Дебютным фильмом Кима стал малобюджетный «Крокодил» (1996). С этого момента картины режиссера влюбляют в себя критиков и зрителей, которые ценят фильмы Кима за характеры героев, впечатляющий визуальный ряд и непредсказуемые финалы. Герои фильмов Ки Дука - маргиналы, которые в трудную минуту обнаруживают невинность своих душ.