Развлечения Больше «Сезаров» хороших и разных

Больше «Сезаров» хороших и разных

Сегодня те три тысячи счастливчиков, которым удалось, используя связи, протиснуться в зал парижского музыкального театра «Шатле», будут наблюдать 37-е вручение «Сезара» – главной кинематографической премии Франции. Да что там Франции – всей Европы! Когда-то давно, в незапамятном 1974 году, первый президент Французской киноакадемии Жорж Кравенн озадачил коллег предложением, поражающим своей новизной, – создать кинопремию в пику американскому «Оскару». Мол, мы не хуже. У нас тоже киноакадемия есть. Ну есть так есть – и вот уже 3 апреля 1976 года в парижском Дворце конгрессов под председательством Жана Габена состоялась первая церемония награждения тружеников французской и не очень киноиндустрии.

С тех пор отмоталось много тысяч километров кинопленки: количество номинаций с 13 возросло до 21, премии стали давать не только европейским, но и азиатским актерам-режиссерам. При этом у «Сезара» за 37 лет накопилось некоторое количество рекордсменов. О них и поговорим.

Театр из подполья

Один из самых сезароносных фильмов был представлен в 1980 году режиссером Франсуа Трюффо. Десять статуэток в разных номинациях получила его картина «Последнее метро», повествующая о перипетиях творческой личности в годы фашистской оккупации.

Общество расколото на две половины: часть парижан ведут молчаливую партизанскую борьбу с оккупантами, другая часть даже не пытается скрыть свой коллаборационизм.

Театральному режиссеру Жан-Лу Коттену не повезло. Мало того, что его постановки пользуются популярность у парижан, что вызывает зависть коллег, его еще и преследуют нацисты за антифашистcкие высказывания. Плюс ко всему он еврей. В общем, сразу как-то все не заладилось. Однако у него есть любящая жена Марион Штайнер, которая укрывает его в подвале театра, умудряется незамеченной проносить ему туда еду, а выносить идеи для новой постановки, которой она руководит, пока ее опальный муж якобы в бегах. При этом Марион надо не только донести до актеров режиссерскую мысль супруга, но и деликатно отбиться от влиятельного немецкого ухажера. К тому же она начинает симпатизировать своему коллеге, актеру Бернару… В общем, фильм о непростой судьбе французской женщины, которая, к слову, и коня, и в избу. И все это под неусыпным оком мерзких фрицев.

Человек с большим достоинством

Впрочем, десять лет спустя, в 1990 году, рекорд Франсуа Трюффо повторил режиссер Жан-Поль Раппно, снявший «Сирано де Бержерака». Этот фильм тоже взял аж десять «Сезаров», оставив с носом другие работы. Интересно, что в обоих фильмах главную роль исполнил ныне гражданин России Жерар Депардье.

Пересказывать сюжет столь известной истории как минимум глупо, однако мы знаем, что тема носа волновала не только Николая Васильевича Гоголя. В «Сирано де Бержераке» Раппно данный физиологический недостаток героя представлен как его единственный недостаток. И глядя на самоотверженного в бою и робкого в общении с Роксаной, чистого сердцем и помыслами Сирано, хочется возразить Антону Павловичу, который сказал, что в человеке все должно быть прекрасно – и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Ну правда, Антон Павлович! Вы просто не видели Депардье в роли Сирано!

Слепила из того, что было

В 1988 году картина «Камилла Клодель» режиссера Брюно Нюиттена была представлена в рекордном количестве номинаций – аж в 14-ти! Правда, выстрелила из них только половина, но все же переплюнуть номинантный рекорд пока не удавалось никому.

Угадать актера, который сыграл главную роль (и номинировался на «Сезар», но не получил его) так же легко, как и следующего президента России. Да-да, это Жерар Депардье. В смысле Депардье актер, а не президент России. Хотя… кто знает?

Его партнершей по фильму стала Изабель Аджани, которая сыграла эту известную женщину-скульптора с непростой судьбой.

Ученица и муза Огюста Родена, она впоследствии стала его любовницей и соперницей в искусстве. Потом ненавязчиво сошла с ума и последние 30 лет своей жизни провела в психушке. Врачи, правда, не раз писали ее матери и сестрам, что Камилла не нуждается в лечении, но родственникам лучше знать, кто тут психически больной.

Не злите учителей!

К слову, Изабель Аджани тоже является рекордсменкой «Сезаров»: она получала его за лучшую женскую роль целых пять раз – в 1982, 1984, 1989, 1995 и 2010 годах. Самый свежий – за фильм «Последний урок» Жан-Поля Лилиенфельда.

По сюжету Аджани – школьная училка, этакая серая мышка, объект издевательств учеников, которые все как один из неблагополучных семей. Директор школы закрывает на происходящее глаза, потому что ему самому не хочется связываться с детками-конфетками. Однако ситуация зреет, и в один прекрасный момент взрывается трагедией. Очередной наезд главаря местной подростковой банды на училку заканчивается тем, что тетка завладевает заряженным пестиком. Дети мгновенно понимают, что к ним в класс пришла упитанная полярная лиса – вооруженной литераторше не скажешь: «На хрена мне дался ваш гребаный Мольер!» Весь класс в едином порыве принимается зубрить стихи и вообще как-то сближаться с французской классикой. Правда, подоспевший ОМОН готовится спасти детей от литературотерроризма, но учительница против. Пока не начался штурм с дымовыми гранатами, она пытается успеть запихнуть в головы шпаны хоть немного доброго, светлого, вечного…

Оно должно выстрелить

Изначально предполагалось, что каждые десять лет французские киноакадемики будут собираться за рюмочкой чая и решать судьбу особой премии – «Сезар Сезаров». Предполагалось, что она будет вручаться за лучшую французскую картину десятилетия. Однако первым и последним ее получателем в 1985 году стал фильм «Старое ружье» режиссера Робера Энрико. Потом то ли французские фильмы кончились, то ли академики бросили пить чай, то ли выбирать стало непросто. Однако единственный обладатель «Сезара Сезаров» того достоин!

Франция, 1944 год. Хирург местной больницы трудится на благо Сопротивления. Чтобы обезопасить жену и дочь от авианалетов, он отсылает их в деревню, а когда приезжает их навестить, то натыкается лишь на тела зверски убитых людей, среди которых его застреленная дочь и сожженная из огнемета жена. Хирург безутешен, правда, судьба оказывается благосклонна к нему: эсэсовцы, учинившие расправу, пока еще в деревне – отмечают удачный рейд.

Если бы фильм снимался в Голливуде, то хирург, вооруженный скальпелем мести, по очереди вырезал бы сердца немецких солдат и сложил из них слово «ненавижу». Но французы далеки от эффектных пассажей: врач достает со шкафа старое ружье и начинает творить возмездие.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
2
ТОП 5
Мнение
Нужно ли «обезжиривать» новогоднее меню? Развеиваем мифы об оливье и селедке под шубой
Анонимное мнение
Мнение
Очередная новогодняя солянка? Какими получились «Елки-11» с турецкой звездой и «уральским пельменем»
Дарья Костомина
Редактор раздела «Культура»
Мнение
«Уровень детского сада»: репетитор по русскому языку оценила закон о тестировании детей мигрантов
Елена Ракова
жительница Кургана
Мнение
«Украла у меня 107 часов»: как корреспондент чуть не утонул в игре Baldur’s Gate 3
Кирилл Митин
Корреспондент
Мнение
«Месяц жизни в Гоа обходится примерно в 60 тысяч рублей»: россиянка рассказала, как уехала на зимовку к морю
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления