Георгий Данелия снял мультипликационную версию фильма «Кин-дза-дза».
Популярность переснятых классических советских фильмов катится по стране тяжелым валуном, сминающим все на своем пути. Услышав, что всенародно любимая «Кин-дза-дза» вновь выходит на широкий экран - в этот раз в виде мультфильма - многие по привычке ужаснулись. Но узнав, что художественным руководителем проекта стал режиссер оригинального варианта Георгий Данелия, облегченно выдохнули. И не напрасно.
Говорят, у каждой большой творческой работы должна быть своя история. Если это так, то «Ку!» претендует на шедевр, даже если не принимать во внимание его остальных достоинств. Данелия работал над ним семь лет - дольше, чем над кинематографической лентой. За это время мультфильм перенес бурные овации, которыми его в 2005 году авансом наградили восторженные инвесторы, затем - заморозку финансирования и долгую работу на голом энтузиазме, после - обретение новых продюсеров. Среди последних значатся Леонид Ярмольник и Константин Эрнст, по долгу службы обладающий уникальным чутьем на хиты.
Неспокойная и местами печальная история создания не сказалась на качестве ленты. Похоже, Георгий Данелия взирал на перипетии с отвлеченностью мастера, занятого большим делом. Мультфильм получился цельным и логичным, будто бы создавался не в течение семи лет, а сразу - на одном дыхании.
Единственным побочным эффектом столь долгой подготовки стал слегка изменившийся голос главного героя. Обычный московский школьник Иван Цехмистренко, озвучивший Толика, за семь лет успел вырасти, отдать долг Родине в армии и вернуться настоящим мужчиной с соответствующим тембром. Поэтому при дубляже некоторых сцен пришлось обратиться к технической помощи, впрочем, зритель едва ли это заметит.
Кроме того, в «Ку!» нет-нет да и промелькнут реалии и отголоски семилетней давности. Например, телефон главного героя, всемирно известного виолончелиста Владимира Чижова, - раскладушка с монохромным экраном. Как совершенно справедливо заметили дети в зале, «таких не бывает».
Честно говоря, на фоне захватывающих анонсов, которые в кинотеатре демонстрируют перед началом картины, первые кадры «Ку!» выглядят бедно. Но об этом быстро забываешь. Это тот редкий пример, когда перестаешь оценивать внешнее и сразу погружаешься в суть. Хочешь не хочешь, но авторы первыми кадрами буквально затаскивают взрослого зрителя в сюжет.
Раз - рингтон мобильного в зале оперного театра. Два - огромная пробка, плотная, словно детальки, соединенные в конструкторе Lego. Три - сумасшедший с сизым носом, который подходит к автомобилям в надежде, что его услышат. К слову сказать, он оказывается не психом, а инопланетным гостем, который вскоре и отправит главных героев на Плюк. Но об этом никто не знает, потому что никто не слушает полураздетых личностей сомнительного вида в ромашках.
И вместе с определенной схематичностью, которая присутствует в мультфильме, это потрясающе красивая работа. Фоны сдержанные, но сложные в своей скупой красоте. Цвета спокойные, но глубокие и создающие визуальное ощущение гармонии.
Наконец, «Ку!» - рисованный мультфильм, и есть все основания полагать, что один из последних. Стоит посмотреть его хотя бы для того, чтобы знать, что неанимированная мультипликация все-таки существует, запомнить то, какой она была, и рассказать потомкам.
Действие мультфильма перенесено в наши дни. Главные герои тоже изменились. На смену прораба Машкова и студента «Скрипача» Гедавана пришли диджей Толик, приехавший из Нижных Ямок покорять Москву, и знаменитый виолончелист Чижов с ранимым сердцем, неудавшимся браком и разномастными купюрами в бумажнике.
На Плюке Чижов отчаянно борется за прежнее положение, то есть, за право на снобизм. Юный и предприимчивый Толик оказывается куда более успешным в этом плане, то и дело спасая мировую знаменитость от верной гибели. Спускаясь по пирамиде своих потребностей, Чижов как олицетворение вселенской интеллигентной скорби пытается выжить в примитивных сценариях жителей Плюка.
Кстати, Данелия лишил их человеческого образа, превратив в монстров и монстриков, среди которых есть весьма милые. Чижов даже совершает попытки приучить жителей планеты к классической музыке, от которой, по их словам, «их тошнить». Будущий диджей Анатолий в этом плане становится более социально реализованным, горланя главный «саундтрек» «Мама, мама, что я буду делать» под ужасающую какофонию, извлекаемую из классического инструмента.
Чижов тоже переживает своеобразную трасформацию под влиянием диких законов общества. Сначала показывает чудеса безрассудной храбрости, граничащей с безумием, затем разбивает драгоценный инструмент и несколькими точными боксерскими ударами укладывает толстого серого мутанта справедливости ради. Экзистенциальный кризис, заложенный на планете Земля, прорывается на Плюке, обостряя глобальное одиночество и общее ощущение безумия. Ни дать, ни взять - новая драма.
По сути, «Ку!» - уникальный документ современности. Это своего рода коллективный творческий дневник, по которому можно наблюдать эволюцию мысли того социального слоя, который принято называть интеллигенцией. Над мультфильмом работали многие из тех, кто в 1986 году выпустил на голубые советские экраны знаменитый оригинал.
Сохранив общую канву сюжета, Георгий Данелия и композитор Гия Канчели наполнили ее новыми смыслами, которые немало изменились за 27 лет, и показали широкой общественности свой новый взгляд на мир. В нем уже нет сатиры на советское общество и почти нет - на общество в целом. Что поделать, не актуально. Как заметил чатланин Уэф, «у общества, в котором нет цветной дифференциации штанов, нет будущего». По счастью, к нам это не относится - в моде светло-лимонный.
Когда можно посмотреть фильм в самарских кинотеатрах, а также другие подробности вы можете узнать в разделе «Досуг».