Развлечения Наша первая Турция

Наша первая Турция

Пожалуй, писать, а тем более читать статьи про поездки в Турцию – занятие не актуальное: в ней перебывало столько россиян, сколько турок там не проживает. Все всё знают; если не видели сами, то слышали от родственников, друзей, коллег. Мы с мужем не видели и не слышали просто потому, что никогда особо не интересовались. Турция нас абсолютно не привлекала. Точно так же, как Греция, Сейшелы и Канарские острова.

9 ночей за 100 тысяч

Дело было даже не столько в наших финансовых возможностях, сколько в неумении отдыхать. И на всякий случай оформленные загранпаспорта уже который год лежали без дела. Ситуацию спас наш трёхлетний сын Фёдор, которого с учетом его низкого иммунитета необходимо было свозить на море и «прогреть», говоря языком мамаш с форумов, посвященных детям. С тех же форумов мы почерпнули информацию о том, что для семейного отдыха с маленькими детьми лучше Турции ничего нет. В поездку собрались в начале осени, потому что искренне полагаем: летом можно отдыхать и у нас, на Южном Урале. Благо, есть для этого и места. И даже погода иногда располагает. Здесь следует иронично улыбнуться.

Конечно, можно было промониторить соответствующие сайты, самостоятельно забронировать жилье и самостоятельно же купить авиабилеты. Говорят, вышло бы дешевле. Но ни у меня, ни у мужа, к сожалению, не было времени на этот мониторинг, поэтому мы предпочли обратиться в туристическое агентство. При выборе отеля попросили представителя компании сосредоточить внимание на следующих критериях: непосредственная близость к морю и к аэропорту, а также наличие детских развлечений. Пятизвездочный Cesars Resort Hotel, расположенный на побережье древнего турецкого города Сиде, был найден незамедлительно. 35 км от Анталии, то есть около 20-30 минут езды. Программа «Ультра all inclusive». Собственный песчаный пляж. Выходишь с номера, спускаешься по лесенке и окунаешься в прибой. Путёвка на троих на девять ночей обошлась в 100 тысяч рублей с небольшими копейками.

Вылетали из Челябинска поздно ночью, где-то около двух часов. Перевозбуждённый трехлетний сын так и не смог уснуть до отъезда. Пока самолёт набирал высоту, он буквально сыпал вопросами: «А мы на море полетели? А когда мы прилетим? А где наш чемодан? А вы мне трусики купальные взяли? А сланцы?..» Когда поток вопросов иссяк, Фёдор закрыл глаза и уснул до самой Анталии. Долетели без приключений, нас встретили представители туркомпании и вместе с другими туристами развезли по отелям. Всю дорогу русскоязычная девушка-гид по имени Гуля рассказывала о том, на какие экскурсии можно съездить, почему в хамам (турецкую баню) нужно идти в начале отдыха, а не в конце (чтобы загар лучше «прилип»). Напоследок она раскрыла секрет: на территории отеля сувенирная продукция, купальники, пляжные сумки и проч. стоит гораздо дороже, чем за её пределами.

Плюсы и минусы «all inclusive»

В отель мы прибыли рано утром, когда другие отдыхающие еще только просыпались и по парам выбредали на завтрак. Сразу отмечу обилие еды, поразившее нас. Видимо, потому что мы до сих пор ни разу не отдыхали за рубежом по программе «All inclusive». На завтрак – различная выпечка, омлеты, каши, йогурты, хлопья с молоком, салаты, овощи, фрукты. Каши, правда, отвратительные: как правило, это были отварные рис или овсянка, плавающие в приторно-сладком молоке. Мы спасались яичницами. На обед предлагались салаты, супы-пюре, мясные и рыбные блюда, а также макароны и прочие гарниры. То же самое и на ужин. Супы невероятно острые. Макароны всегда несолёные. Разумеется, плюс овощи и фрукты. Из фруктов – сливы, персики, груши, яблоки, арбузы, дыни и почему-то только черный виноград. Удивительно, но за все время пребывания на столах ни разу не было ни бананов, ни мандаринов. Хотя мы видели банановые пальмы, мандариновые и гранатовые деревья. Позже решили, что очевидно они еще не поспели. Арбузы и дыни в Турции безвкусные, пресные и несочные. Видимо, поэтому их изводят на «хендмейд»: каждый ужин сопровождался этакой мини-выставкой из арбузов, нарезанных в виде звезд, крокодилов, всевозможных цветов и прочих любопытных фигур. Подытоживая меню и предложенное питание, могу сказать, что всё было очень вкусно. Но моему ребёнку, предпочитающему традиционные русские супы и настоящие молочные каши, есть было практически нечего. Конечно, что-то он ел, но, скорее, от безысходности. Думаю, что за эти десять дней отдыха он похудел на пару килограммов. В отличие от своих разъевшихся родителей.

К своему стыду признаюсь, что первые два дня мы подобно многим нашим соотечественникам набирали полные тарелки всевозможной еды. Хотелось все попробовать. Но больше половины набранных блюд не осиливали. Сколько еды выбрасывалось в том отеле! Мы видели, как официанты снуют между столами, освобождая столы от опустошенных или наполовину опустошенных тарелок во время трапез отдыхающих. Всё, что оставалось на тарелках (а практически всегда и у всех оставалось много несъеденного) тут же сметалось в мусорные пакеты. Наши бабушки и дедушки не выдержали бы такого зрелища. А наши мамы и папы непременно возмутились бы, узнав, сколько алкоголя было выпито их детьми во время отдыха. Мы не злоупотребляли, нет. Но пиво сопровождало нас повсюду: без него было скучно загорать на пляже и проводить вечера. Также оно с первого дня прочно вошло в наш обеденный и вечерний рацион. Вот они, минусы пресловутого «всё включено»…

О пляже и о номере

Пляж у нашего отеля был необычным, потому что представлял собой не территорию, усеянную лежаками и большими пляжными зонтами. Ровными рядами были установлены металлические столбы, на которых натянули брезентовые полосы. Они создавали тень вместо зонтиков, и, таким образом, теневых полос было больше.

Наш номер мне не понравился из-за обилия красного цвета. Красными были покрывала на кроватях и длинные широкие шторы на окне. Тяжесть интерьера усугубляла мебель очень тёмного цвета. И еще не понравился вид с балкона: к сожалению, мы наблюдали не идиллическую картинку, которую часто выбирают офисные работники для заставки на рабочем столе – пальма на фоне жёлтого песка и бесконечного синего моря, – а всего лишь балконы соседнего корпуса с развешанными на них трусами и полотенцами отдыхающих. Впрочем, в номере мы проводили только ночи и то время, когда днём спал сын. Поэтому расстроились не сильно. Кстати, спали чудно. Учитывая, что наш Фёдор имеет обыкновение перед сном – дневным ли, ночным ли, – подолгу ворочаться, вести беседы на различные темы и т.д. Как кто-то верно подметил: стоит заставить ребенка лечь спать, как на него тут же нападают жажда, голод и запор. Так вот, во время отдыха на море он «вырубался» ровно за две минуты! Даже мы сами, ностальгируя по временам, когда были детсадовцами, ложились на дневной сон и отдыхали. Или смотрели телевизор, благо восемь из тридцати транслируемых каналов были русскими. Даже «ТНТ» работало!

В номере меня больше всего рассмешил телефонный аппарат, висящий над унитазом. Видимо, он был предусмотрен для тех случаев, когда у постояльцев в самый неожиданный момент заканчивается туалетная бумага.

Экскурсия №1. Как мой муж в море ходил

На второй день нашего пребывания на море состоялась встреча с отельным гидом. Во время этой встречи он предлагал различные экскурсии. Мы выбрали самую, как нам показалось, спокойную – поездку на горную реку Green Canion. И мужа ради, на второй день заявившего, что ему всё уже наскучило, купили экскурсию на профессиональную рыбалку. За 150 долларов. На рыбалку он поехал уже на следующий день. Экскурсионная группа в составе семи мужчин, мнящих себя рыбаками, вышла в открытое море в четыре часа утра. Дело происходило на яхте, капитаном которой был пожилой турчанин. Во время этой поездки мужчины ловили какую-то рыбу, купались, пили и закусывали. Выпивать, как я поняла, начали сразу же, как только поймали первую большую рыбину. Названия рыбины муж не запомнил, но размеров она была внушительных, судя по фото. А сфотографировались с ней все. Больше подробностей с той экскурсии я не слышала. Муж вернулся с неё в тот день после обеда, разулся, лёг и проспал до ужина. Зато после той поездки он всем гордо рассказывает о том, как «в море ходил».

Красиво, но скучно

Вторая экскурсия была на самое большое каньонное водохранилище в Турции и особых впечатлений на нас не произвела. Бирюзовая вода, густая растительность и великолепные горы создают потрясающий пейзаж. Да, очень красиво. Но не более того. Запомнилось, что на яхту постарались впихнуть как можно больше пассажиров, ради этого даже заполнили всё свободное пространство на нижней палубе пластиковыми стульями. Чем больше пассажиров, тем больше денег! Запомнились хамоватые экскурсоводы (русские студенты), которые заставили экскурсионную группу ожидать отплытия целый час. Заминку объяснили тем, что, дескать, не все собрались. На возмущения ожидающих один из гидов, ослепительно улыбаясь, поинтересовался: «Вы что, куда-то торопитесь? Вы же в отпуске!» Было немного неприятно. Во время экскурсии совершили две остановки. В первый раз на рыбалку. Всем раздали удочки и хлеб. И только одному из пассажиров удалось поймать в заводи жалкую форель. Желающие купались, но нам после теплого моря вода в горной речке показалась чересчур холодной. Второй раз остановились, чтобы пообедать в рыбном ресторане. Подавали запечённую форель. Затем – долгое и утомительное из-за жары путешествие по ущельям. Виды открывались потрясающие, мы сделали около сотни снимков, но почему-то сегодня пересматривать их довольно скучно. К слову, экскурсия на троих обошлась нам почти в двести долларов.

Экскурсия №3. Самостоятельная

Спросите, почему мы выбрали именно эти, а не другие экскурсии? Во-первых, это недешёвое удовольствие. Потом уже выяснили, что можно было покупать экскурсии и за пределами отеля, это позволило бы сэкономить вдвое. Нас сначала в отеле запугали: мол, если поедете с другими гидами, то никто за вас не будет отвечать в случае получения травмы и т.д. Оказалось, врали: страховка, оформленная изначально туркомпанией действительна на всей территории Турции и в течение всего времени пребывания там, независимо от того, с кем вы это время проводите – с отельным гидом или другим. Лично мне после выматывающих рабочих будней хотелось только одного – проводить время на лежаке и желательно с закрытыми глазами. К тому же, мы ведь приехали не для того, чтобы проводить время, беспрестанно разъезжая по турецкому побережью и изучая достопримечательности; мы, повторюсь, хотели именно «прогреться» и накупаться вдоволь. Позже мы совершили ещё одну совершенно самостоятельную экскурсионную поездку – в древний город Сиде. В вечернее время сели в местную маршрутку и добрались до него за 20 минут. Потратили 7 долларов – на дорогу туда и обратно. Побродили по развалинам, увидели построенный ещё до нашей эры храм Аполлона. Пофотографировались. Во время этой третьей экскурсии нам никто ничего не рассказывал, но она понравилась нам тем, что мы были предоставлены сами себе. Условно говоря, была еще и четвёртая экскурсия – мой поход в хамам. Но ничего сверхинтересного, чем бы хотелось поделиться, там не произошло, поэтому останавливаться на ней не буду. Единственное, о чем пожалела: надо было все-таки послушаться гида и сходить в хамам в самом начале отдыха. Потому что было ощущение, что в этом хамаме с меня соскребли весь мой шоколадный загар, приобретенный на четвертый день отдыха.

Рахат лукум с червями

Ещё несколько прогулок по окрестностям было совершено из чистого любопытства. Мы отметили, что за территориями отелей, впечатляющих своим пафосом и гламуром, пейзажи представляют собой обыкновенную деревенскую пустошь с пыльной жухлой травой. Удивило, что большинство дорог выложены тротуарной плиткой. Удивило, что мотоциклов больше, чем машин. Удивило, что продавцы всевозможных ларьков, бутиков и магазинчиков особо не любят торговаться, скидки предлагают маленькие. Зато все турки-продавцы очень хорошо говорят по-русски. В одном из магазинов, торгующих сувенирной продукцией, владелец уточнил, откуда мы. И услышав ответ, мол, из Челябинска, с искренним интересом стал расспрашивать, как поживает наша область после февральского падения метеорита. В качестве сувениров для друзей мы приобрели турецкие тапки и, конечно же, магнитики. Кроме того, набрали сладостей. Часть купили на местном рынке, часть – на «Фабрике восточных сладостей», куда нас завезли на полчаса на туристическом автобусе по дороге в аэропорт перед вылетом на родину. Почти три килограмма рахат лукума и восточной пастилы взяли в лавке неподалеку от отеля. Брали на вес, продавец прямо на наших глазах отрезал сладкие колбаски разных видов и паковал в коробочку. Позже, через неделю, достав ее дома из холодильника и открыв, мы увидели, как в этих восточных сладостях копошатся какие-то букашки и белые черви. С тех пор рахат лукум мы не любим.

Русские соседи в отеле рассказали, что съездили на какой-то местный вещевой рынок и на три тысячи рублей одели всю семью из трёх человек. Еще один турист из Перми съездил в знаменитый Mondial и потом, захлебываясь от возмущения, рассказывал, что цены там заоблачные, еще выше, чем у нас в России, и никаких скидок не дают. Между тем качество шуб и дубленок, по его словам, оставляет желать лучшего. Возьмешь такую шубу, а дома обнаружишь брак и даже некому будет претензию предъявить.

«Валиболь игляяяем!»

Особо хотела отметить развлекательную программу на территории отеля. С утра до вечера отдыхающих веселила команда аниматоров из пяти человек. Они проводили утреннюю зарядку для желающих, постоянно устраивали водные состязания в бассейнах, которых на территории отеля было три, и несколько раз в день собирали по всему пляжу участников для игры в волейбол. Ради последнего мероприятия они регулярно сбрызгивали водой из шланга песочную волейбольную площадку (чтобы не обжигало ноги игрокам), а затем наматывали круги между лежаками, голося «Валиболь игляяяем!» Каждый вечер в 20:30 начиналась детская дискотека, премилое зрелище. Девушка аниматор танцевала, демонстрируя движения, которые за ней пытались повторять абсолютно все дети, начиная с тех, которые едва-едва научились ходить (а таких было очень много), заканчивая школьниками, по-моему, пятых классов. Наш Фёдор, будучи мальчиком чрезвычайно стеснительным, первые два вечера эту картину просто наблюдал. На третий вечер он согласился выйти на танцевальную площадку вместе со мной. Все последующие вечера он то и дело подгонял нас во время ужина: «Ну, ешьте быстрее! Поторопитесь! Мы же на дискотеку опоздаем!» Сразу после детских танцев начиналось вечернее шоу для всех. Каждый день недели это было разное представление – либо йога-шоу, либо огненное шоу, либо юмористическое grazy-шоу. Главный аниматор, турок, похожий свои имиджем на Павла Волю, каждый вечер отрабатывал на «пять с плюсом». Каждую фразу, которую он произносил, он повторял на четырех языках – русском, английском, немецком и турецком. В первых трех случаях на ломаном, но все равно все его понимали, и всем он был симпатичен.

P.S.: Что ещё рассказать?.. Когда летели обратно, на пару часов попали в зону турбулентности. Трясло так, словно мы на «жигулях» ехали по кочкам и выбоинам. Из-за этого стюардессы даже не стали предлагать пассажирам чай во избежание ожогов кипятком. В Челябинск прилетели в четыре часа ночи. Сын уснул за двадцать минут до посадки. Он совершенно ни на что не реагировал и ни разу не открыл глаза – ни пока усаживали его в автокресло в машину, ни пока несли его по подъезду, ни пока раздевали дома, чтобы уложить в кровать. Он проснулся только в обед. Открыл глаза, обвел взглядом комнату, в которой спал с рождения и спросил: «А мы что, уже прилетели?» Следующий вопрос даже меня ввёл в ступор, Фёдор спросил: «И что мы будем здесь делать?!» Очевидно, копить деньги на следующую поездку на море.