Горнолыжный спорт – это не только ценный мех, драйв, позитив и другие избитые словечки. За понятием «экстрим» помимо ярких ощущений часто скрываются самые настоящие травмы, и катание по склонам гор на лыжах и досках не исключение. Причем травмы бывают не только у новичков, но и у опытных спортсменов, которые нередко переоценивают свое мастерство.
Но разве риск получить на горе травму удержит кого-то из нас от очередного или первого катания на одном из горнолыжных комплексов? Очень надеюсь, что нет. Просто опасность нужно свести к минимуму, а для этого необходимо помнить, откуда исходят основные угрозы, и как их избежать.
Начнем с того, что причины травм бывают объективными и субъективными. Объективные связаны с состоянием трасс, инвентаря, погодными условиями, поведением на трассе других людей. Субъективные же причины обусловлены психическим настроем и состоянием самого лыжника или сноубордиста, его оценкой своих возможностей и степени риска.
Бывают случаи, когда на трассу лучше не выходить. Например, если вы по тем или иным причинам неважно себя чувствуете, например, болеете или не выспались – это может повлиять на вашу концентрацию при катании и быстроту реакции. И надо ли говорить, что на горные лыжи и сноуборд ни в коем случае нельзя вставать, если вы выпили. В смысле, можно встать, походить по ровному месту, но не более.
Как я уже сказал ранее, часто к травмам горнолыжников и сноубордистов приводит неосторожность. Беззаботная самоуверенность и желание покрасоваться перед другими порой приводят к печальным последствиям. Поэтому не впадайте в эйфорию и реально оценивайте свои силы.
Не менее опасен и панический страх, присущий начинающим. На более или менее серьезную трассу стоит выходить только тогда, когда вы поймете, что эта боязнь уже в прошлом, и вы чувствуете себя свободно. А пока страх есть, тренируйтесь на учебной трассе. Если вы совсем новичок, не пожалейте денег на услуги инструктора – с ним ваше обучение будет гораздо более эффективным. А может быть, вас будет учить кто-то из ваших знакомых – тоже вариант, однако этот человек должен внимательно за вами приглядывать, понимать ваши возможности на данном этапе обучения, а вы – доверять ему в этом деле.
Добавим к этому, что у каждой трассы есть свой уровень сложности. В зависимости от него она обозначается, как правило, каким-либо цветом. Самые простые трассы маркируются зеленым цветом, затем в порядке усложнения – синим, красным и черным.
Зеленые трассы подходят для новичков и детей. Они являются самыми пологими и прямыми, угол наклона на них, как правило, не превышает 25 градусов. Синие трассы, самые популярные, ориентированы на тех, кто уже знаком с горными лыжами или сноубордом, однако не настолько хорошо, чтобы осваивать скоростной спуск. Максимальный угол наклона на них примерно такой же, как на зеленых. Красные трассы – это уже для продвинутых, они пользуются спросом у любителей зимнего экстрима со стажем. От синих их отличают более крутые спуски, сложные маршруты и большая протяженность. Максимальный угол наклона на них – 40 градусов. Наконец, черные трассы – самые крутые и для самых крутых.
Если вы решили, что на вашем уровне сложности вам уже скучно и пора переходить на следующий цвет, переходите. Однако пусть первые два-три спуска будут не очень быстрыми, вполсилы – ознакомьтесь сначала с трассой, а уже потом гоняйте по ней.
Ваша безопасность на горнолыжном склоне во многом будет зависеть от того, как вы выберете инвентарь. Крепления лыж должны быть отрегулированы таким образом, чтобы они автоматически отстегивались при падении; убедитесь в этом еще до того, как начнете кататься. Если все будет отрегулировано правильно, любое напряжение, скрутка, вывих приведет не к травме сустава или связки, а просто к «отстрелу» лыжи.
Если вы уже научились кататься более уверенно, следует отрегулировать механизм сброса лыжи на более тугое усилие. Иначе получится, что при наезде на бугор произойдет самопроизвольный «отстрел», хотя вы будете прекрасно контролировать ситуацию. А вот вы к отстегиванию окажетесь как раз не готовы. Ведь «отстрел» нужен только тогда, когда спортсмен падает, чтобы скручивающее движение, вступив в противодействие с останавливающим движением пристегнутой лыжи, не вывернуло лыжнику ноги. Если же лыжа отстегнется на ходу, то вторая продолжит движение, что чревато опасными травмами.
Кстати, падать на склоне тоже нужно правильно. Можно сначала потренироваться без лыж или доски: сперва вбок с колен с опорой на руку, потом без опоры, затем с перекатыванием через спину. Потом все то же самое, но уже не с колен, а с ног. Далее можно надеть лыжи и потренироваться падать, уже стоя на них, затем попробовать падения на небольшой скорости. Такой подготовкой пренебрегает подавляющее большинство начинающих горнолыжников, однако очень зря.
Избежать травм поможет также небольшая разминка перед первым спуском. Следует немного поприседать, понаклоняться, размять мышцы и связки. Разминка полезна перед любыми физическими нагрузками, даже перед бегом, отжиманием и подтягиванием, а уж перед таким серьезным комплексным испытанием для организма, как горнолыжный спуск, и подавно.
И наконец, никто не отменял защитной экипировки. Выходя на трассу, надевайте шлем, защиту на колени и локти. Конечно, в яркой шапке с огромным помпоном наверху кататься круче и моднее, но от черепно-мозговой травмы она вас не спасет, даже если вы купили ее в европейском интернет-магазине и ждали посылку с лета.
Удачи на трассах, и берегите себя. Пусть на вашем склоне хрустит только снег!