С Северным Кавказом связано немало предрассудков: неприветливые местные жители, строгие законы и порядки. Так ли это на самом деле, решил выяснить житель Самары Андрей Немов. Он вместе с друзьями отправился в автомобильное путешествие на Кавказ. О том, почему Северный Кавказ не такой, каким кажется на первый взгляд, рассказал путешественник из Самары Андрей Немов.
— Почему ты выбрал такой маршрут?
— Мы с друзьями давно планировали отправиться в какую-нибудь авантюрную поездку. Изначально планировали ехать в Крым. Но это слишком популярное место, да и ехать далеко. Решили, что раз уж собрались путешествовать на машине, то маршрут нужно спланировать максимально интересный. Мы выбрали Северный Кавказ. Показалось, что эти места незаслуженно не пользуются популярностью. Больше всего привлекала уникальная природа и пейзажи, которые там можно увидеть. А на машине решили ехать потому, что это очень удобно: можно останавливаться где угодно и импровизировать.
Машину мы арендовали в Самаре. Фирма, кстати, оказалась единственной, которая разрешает заезжать в Дагестан и Чечню и оставлять автомобиль в другом городе.
— Был ли какой-то лимит по пробегу?
— Нет. Мы, например, проехали за неделю 4000 километров. Прокат обошелся нам примерно в 15 тысяч рублей, еще 10 тысяч ушло на бензин.
Волгоградская и Астраханская область
— Первая остановка была в Волгограде. Ехали мы почти 12 часов. Путь лежал через Сызрань. Да и в дороге мы несколько раз останавливались. Никуда не торопились. Нас трое, поэтому мы сменяли друг друга за рулем.
После Волгограда мы поехали в Астраханскую область.
— Сколько времени добирались?
— Мы поехали не по федеральной трассе. До Астрахани есть прямой путь.
Мы выбрали дорогу через поселки, чтобы заехать на соленые озера. Одно из них называлось Баскунчак.
Специально туда я не советую никому ехать. Только если проездом, потому что там не так живописно, как это передают многочисленные фото с правильным ракурсом. Затем мы доехали до Астрахани. В итоге там заночевали впервые — через сутки пути.
— Ночевали в отеле?
— Нет, почти все ночи мы провели в палатке либо в машине. Утром немного прогулялись по самой Астрахани. Очень красивый город. Думаю, надо будет туда вернуться. Там есть крепость, почти как в Казани, и симпатичные пешеходные мосты.
— Какой был следующий пункт вашего путешествия?
— Из Астрахани мы выехали рано утром. Хочу сказать, что меня удивила контрастность, с которой сменяются пейзажи вокруг. В Волгограде — низкорослые деревья, нет таких высоких лесов как у нас. В Астрахани очень много лугов. Затем замечаешь деревья такие измученные. И следом — затопленные луга. Потом начинаются пустыни. Местами даже попадаются фонари, которые работают от солнечных батарей. До Дагестана мы добрались через Калмыкию.
Дагестан. Махачкала
— Первый город, с которого началось наше знакомство с Дагестаном, — Махачкала. На границе с республикой есть пост. Там нас обыскали, посмотрели, что в багажнике машины, и всё. Спросили, есть ли с собой оружие или наркотики. Попросили паспорт, чтобы проверить, нет ли нас в розыске.
— А ПЦР- тесты требовали?
— Нет. Ни тестов, ни справок не требовали.
— С чего началось ваше путешествие по Дагестану?
— Сначала мы заехали в какую-то деревню под Махачкалой, а не в сам город. Решили поставить палатку на берегу Каспийского моря. Очень долго искали съезд. Нас удивило, что в районе сельских поселений дороги, по которым спускаются к морю, закрыты. В итоге все-таки нашли подходящее место без выхода к морю и решили поужинать — сходить в кафе.
— Как вас там приняли?
— Неплохо. Все вели себя достаточно приветливо. Да и цены достаточно низкие оказались.
Каждый заказал себе в кафе по супу и по второму блюду. Еще мы взяли чай. За все это мы отдали 500 рублей на троих.
Кстати, оплатить картой счет в Дагестане почти нигде нельзя. Можно сделать перевод по номеру телефона через «Сбербанк Онлайн». Либо платить наличными.
— Что предлагает местное меню?
— Блюдо, которое мы ели часто в Дагестане, — чуду. Что-то вроде закрытого пирога с мясом. Вариантов начинки много. Чуду готовят не только с мясом, но еще с творогом или с зеленью. Причем в разных местах региона рецептура немного отличается.
Еще мы ели там местные пельмени. Они не сильно отличались от привычных нам. Просто слеплены были немного по-другому.
— Что было дальше?
— Мы вернулись и все-таки нашли выезд к морю. Но палатку так и не смогли поставить — начался дождь. Пришлось спать в машине.
Утром я проснулся и захотел сфотографировать рассвет. Встретил на пляже машину ППС. Полицейский вышел из машины, поздоровался со мной за руку, что меня очень удивило. Поинтересовался, почему мы отдыхаем в таком неблагополучном районе, и посоветовал места, которые стоит посетить — пляж Джами и Сулакский каньон.
— Вы последовали совету полицейского?
— Каньон мы и так собирались посетить. А до пляжа доехали, конечно. Оказалось, что он платный и относится к территории отеля. Там было неплохо, но не так чисто, как на городском пляже, где мы купались до этого. Там мы купались раньше. Вход — 500 рублей с человека. Рядом есть более доступный по цене пляж. За въезд на него нужно заплатить 150 рублей.
— Тебе понравилось Каспийское море?
— Да. Вода намного теплее и комфортнее, чем в Чёрном море, например. Пляж, кстати, что городской, что платный были песчаными. После того как искупались, мы отправились в сам город.
Махачкалу мы посмотрели мельком — проехали основные площади на машине. Почти нигде не останавливались. Из интересного могу отметить озеро Аккёль. Оно находится в черте Махачкалы. Возле водоема установлен памятник русской учительнице. Мемориал посвящен русской интеллигенции. Затем мы сразу направились в Дербент.
Дагестан. Дербент
— Как только мы приехали в Дербент, то сразу направились в крепость Нарын-Кала. Вход там платный — 200 рублей с человека. Желающие могут взять экскурсии. В целом состояние крепости хорошее. Везде можно пройтись. Даже погулять по стене. Кстати, вид оттуда открывается живописный — панорама на город и море.
Нарын-Кала — доарабская цитадель, часть Дербентской крепости. Соединена с Каспийским морем двойными стенами. Входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
— Также мы посетили мертвый город. Точнее, это место называется аул Гамсутль. Он находится в горах. И туристов тут очень много. Несмотря на то, что поселение находится в горах и идти нужно почти 4 километра.
Путь лежит по серпантину. Можно взять конные прогулки, чтобы не подниматься в горы пешком. Еще есть услуга — тебя могут поднять на уазике до какого-то пункта.
Аул Гамсутль — заброшенное село, которое находится в горах.
Говорят, что последним жителем этого аула был мужчина. Но несколько лет назад он уехал оттуда. Мы нашли дом этого мужчины. Там остались уже одни развалины. Впечатлило, что дома, которые есть в ауле, не сильно отличаются от тех, в которых и сейчас живут дагестанцы. Они достаточно простоваты. Но в этом что-то есть.
— Как думаешь, что стоит еще посетить в Дагестане?
— Сулакский каньон. Очень красивое место. Там, кстати, есть еще одно голубое озеро. Виды потрясающие, и здесь уже можно встретить больше туристов.
— Что больше всего тебе запомнилось в Дербенте?
— Мне запомнилась ночь, которую мы провели в горах в палатке: мы легли спать, а ночью нас разбудил жуткий вой. Было похоже на волков или гиен. Мы ночевали возле реки рядом с ущельем. Шакалы выли как будто повсюду. Это было очень жутко.
Чечня. Грозный
— От Дербента до Грозного мы ехали не напрямую. Нам пришлось вернуться назад, проще говоря, сделать крюк. Дербент стал самой южной точкой нашего пути.
— Как вы пересекли границу Чечни и Дагестана?
— Нас никто не остановил. Мы просто проехали пост, на котором стояли сотрудники ДПС.
— Какое у тебя впечатление от города?
— Первое, что удивило нас в Грозном, — это то, что на въезде в город — восьмиполосная дорога. В Грозный, где население всего 300 тысяч человек! Заметно, что город не очень давно восстановили. А еще чувствуется, что Грозный — это не очень популярное туристическое место.
— Почему?
— В основном на улицах местное население. Туристов очень мало. И в целом это направление не очень развито.
— Где успели побывать в Грозном?
— Проспект Кадырова, проспект Путина. Просто погуляли по городу. А еще видели ту самую мечеть «Сердце Чечни» имени Ахмата Кадырова. Она считается одной из крупнейших в России и Европе. Но мы в нее не стали заходить. Обычно архитектура мечети внутри меньше впечатляет, чем то, как здание выглядит снаружи. Да и не факт, что нас пустили бы по религиозным соображениям.
Там, кстати, моему другу вежливо сделали замечание по поводу его одежды.
— Что сказали?
— Попросили не ходить в шортах. У них это не принято.
— Как выглядит население Грозного? Во что одеты местные жители?
— Одежда у всех закрытая и в основном черного цвета. Девушки в хиджабах, платках. Голова у всех покрыта. В толпе очень легко заметить туристов — они в более открытой и цветной одежде.
— Заходили в магазины?
— Я был там в супермаркете. И тут, в сравнении с Дагестаном, удивило, что есть безналичная оплата, много банкоматов. Чечня в этом смысле более развита.
Северная Осетия. Беслан
— Далее мы направились в Северную Осетию. Ехали через Республику Ингушетию. Здесь же остановились на одну ночевку, где-то в лесополосе.
В Беслане решили посетить место трагедии. Школа находится среди жилых домов. Попасть туда несложно — ворота всегда открыты. До сих пор к школе, где был теракт, приносят игрушки и приходят люди. Мы видели тот самый спортзал, сгоревшие полы, местами следы от пуль. А еще много фотографий детей, которые там погибли. Ужасная трагедия. Я сделал пару снимков, чтобы рассказ сопроводить фото. Но в социальные сети выкладывать это совсем не хотелось.
— Кроме вас там еще были туристы?
— Да. Кроме нас там был еще один мужчина с сыном и местная женщина. Она зажигала там свечи. Судя по записям на стенах, там достаточно часто бывают люди.
Кабардино-Балкария. Эльбрус
— Мысль поехать в Кабардино-Балкарию появилась, когда мы были в Чечне. Решили заехать на Эльбрус, так как это была мечта одного из моих друзей, с которым мы путешествовали. И после Беслана мы туда и направились. На машине пришлось ехать несколько часов.
— Вы решили подняться на вершину?
— Не совсем. Точнее, мы решили побывать на высоте 3500 метров.
— Как это происходило?
— На высоту мы поднялись на подъемнике. Удовольствие, конечно, недешевое. Подъем стоил 1400 рублей. По-моему, там было около нуля, но всё же очень ветрено и холодно — пригодились куртки, которые мы брали с собой. Однако это того стоило. Очень живописный вид оттуда открывается. Масштабы гор очень впечатляют. Потом спустились и направились в сторону Краснодарского края. На выезде из Кабардино-Балкарии перекусили и отправились в путь.
Краснодарский край. Сочи и Адлер
— Последней точкой нашего маршрута стал Краснодарский край. Дорога предстояла длинная. В Сочи мы добирались целый день. По дороге даже остановились один раз на ночевку в лесу. Спали, как и до этого, в палатке.
— Как вас встретил Сочи?
— Ужасными пробками. Долго ехали, но потом наконец-то добрались до отеля. Сдали там машину. Каких-то завышенных ожиданий от этого города у меня не было. Море, кстати, было намного холоднее, чем в Дагестане.
В Адлере достаточно живописно. Но когда мы гуляли по Адлеру, я подумал, что в Самаре тоже хорошо. Погода сейчас практически такая же, как на юге, зато народу меньше.
В Адлере мы, кстати, взяли велосипеды напрокат. Даже доехали до границы с Абхазией и назад. Затем мы еще немного отдохнули и улетели в Самару.
— Удалось посетить Олимпийский парк?
— Мы каждый день ходили мимо него. Но один раз мы поехали туда целенаправленно. В этот день там проходило шоу салютов, поэтому вход был платный — 800 рублей с человека. Мы решили, что нет смысла платить за это. Ведь салют можно посмотреть и снаружи. Да и в основном мы просто гуляли по городу, ходили в рестораны.
— Во сколько тебе обошлось это путешествие?
— Я истратил на себя около 30 000 рублей. Билеты на самолет в Самару мы покупали заранее.
— Что тебя больше всего впечатлило в путешествии?
— Мне очень понравился Дагестан. Точнее, пейзажи этого места — особенно гора. После Дагестана Краснодарский край меня не сильно впечатлил. В Адлере очень много людей. А в Дагестане есть первобытность. В хорошем смысле этого слова. Нетронутость. Исторические памятники еще новые. И поскольку туристически Дагестан еще не так развит, в этом есть своя прелесть. Можно приехать и увидеть людей, которые живут в таких же домах, как и сто лет назад. Местные жители искренне стараются помочь. Такое бескорыстное отношение в наше время большая редкость. Уверен, что через несколько лет Дагестан будет популярен так, как черноморское побережье. Надеюсь, что отношение местных жителей к туристам останется таким, каким мы его увидели в нашем путешествии.