Развлечения репортаж Обвалы, подземные избушки и таинственные обитатели: гуляем по темным и опасным Сокским штольням — много жутковатых фото

Обвалы, подземные избушки и таинственные обитатели: гуляем по темным и опасным Сокским штольням — много жутковатых фото

Посмотрите репортаж из подземелья под Самарой, где можно было бы снимать «Властелина колец»

«Мория. Ты побоишься идти в эти копи. Гномы копали их слишком жадно и слишком глубоко. Ты знаешь, кого они разбудили во мраке — тьму и огонь...»

В Самаре есть объект, который притягивает к себе и туристов, и ученых. Это Сокские штольни. Как говорят знающие люди, их можно оборудовать для экскурсий или превратить в научный полигон. Но вместо этого уникальное подземелье стоит заброшенным, в нём вовсю «резвятся» вандалы и граффитисты. И только спелеологи-энтузиасты заботятся об этих пещерах. Мы прогулялись по этим штольням и предлагаем вам оценить их необычную красоту. Экскурсию нам устроил профессиональный спелеолог-экскурсовод Петр Якубсон.

«Вы еще не видели, где страшно»

Сокские штольни открыли в 30-е годы прошлого века. Здесь добывали известняк, который шел на строительство заводов и жилого массива на Безымянке. Однако произошел коллапс. Из-за разработки Сокского карьера, расположенного прямо над штольнями, они частично разрушились. Большой лабиринт тоннелей уменьшился в размерах. В 60-е годы каменоломню закрыли — вернее, забросили. С тех пор спелеологи заново открывают эти тоннели. Мы попали в штольни № 1, совмещенные со штольнями № 3.

Вход совсем небольшой — узкая расщелина среди булыжников. Много лет назад проход был гораздо больше. Но потом перед горой сделали большую насыпь, которая и оставила от входа только щелку.

Поэтому сначала приходится лезть по этой самой насыпи. А это нелегко — она крутая.

Пролезть в штольни — тоже задача. Сразу за входом — крутой спуск.

И вот мы оказываемся в просторном зале.

Небольшой луч света, пробивающийся через вход, освещает полупрозрачные цилиндры, которыми покрыт пол. Это лед. Хотя больше похоже на кристаллы.

Перед тем как отправиться в глубины, необходимо ознакомиться с правилами поведения в пещере и записаться в журнале. И первое, и второе ввели неравнодушные спелеологи-исследователи.

Соответствующая запись в журнале сделана, мощные фонарики включены. Теперь у нас нет выбора — придется идти через бесконечный мрак Мории.

Поскольку штольни были созданы искусственно, форма тоннелей прямоугольная. Потолок над головой удивительно ровный. Но не сплошной. Кое-где видно, что валуны держатся только за счет деревянных крепей.

Местами огромные куски породы уже начали высовываться из потолка. А кое-где прямо на земле валяются гигантские глыбы, и если посветить на потолок, то можно увидеть место, откуда это выпало.

На всё это наш экскурсовод лишь отмахивается:

— Вы еще не видели, где страшно.

И действительно. Мы подошли к месту, где прямоугольная форма тоннеля нарушена. Потолок здесь идеально круглый, напоминает купол храма.

Правда, чтобы это увидеть, надо залезть на обвальную кучу. На самом верху эта горка очень узкая, лишний шаг не сделаешь.

«Рельсы здесь сохранились с 40-х годов»

Мы попали в лабиринт залов и тоннелей. В каждой новой галерее есть что-то особенное, своя изюминка. Но при этом они почти одинаковые, заблудиться можно после первого же поворота.

Поэтому повторяем еще раз: без профессионального экскурсовода делать здесь нечего. Например, наш сопровождающий Петр Якубсон знает эти ходы настолько, что даже не смотрит вперед, когда ведет нас, только под ноги.

А под ноги смотреть действительно нужно, иначе можно их переломать. Пол устлан камнями разного размера, в некоторых залах он идет волнами или завален упавшими бревнами.

— Деревянные крепи здесь часто падают. Вот ты идешь — они стоят, вот ты снова проходишь то же место — они уже лежат, — рассказывает Петр Якубсон.

Запачкаться в штольнях тоже раз плюнуть. В некоторых залах пол превратился в глину — это доломитовая мука смешалась с водой.

Один раз нам попалась бревенчатая река. Это неглубокая траншея, заваленная бревнами. Пришлось перелезать.

Особенно интересно натыкаться на артефакты прошлого. Это рельсы и вагонетки, оставшиеся еще с далеких советских времен.

— Эти рельсы здесь годов с 40-х. Здесь полностью сохранилась обстановка тех лет. Можно даже немножко пофантазировать, как здесь рабочие на перерыв шли. Поэтому вот такие места власти должны сохранять, консервировать. Это же объекты индустриального наследия, практически готовый музей горного дела, — рассказывает Петр Якубсон.

А одну из вагонеток вместе с куском путей иногородние коллеги самарских спелеологов приделали к потолку. Вы бы встали под ней?

«Здесь завелась подземная жизнь»

В штольнях одновременно просторно и тесно. Дело в том, что света в них нет вообще и ты видишь только то, что осветил себе фонариком, пока со всех сторон давит тьма.

Эха, какое ожидаешь в пещерах, здесь нет, акустика как в обычном помещении. С потолка тут и там капает водичка. Для ее сбора даже поставили емкости. Кое-где влага разъела стены, а кое-где благодаря ей на потолке наросли сталактиты. Правда, они совсем маленькие и сами похожи на капельки.

Думаете, это на бревна налип какой-то пух? Нет, это такая необычная плесень.

— У нас здесь не только промышленный, но и биологический объект. Штольни стоят заброшенные уже больше 60 лет. Здесь уже своя жизнь завелась. Здесь поселились животные, не только летучие мыши, но и разные насекомые, грибы, плесени. Мы сюда несколько раз приводили ученых. Они здесь насчитали 15 видов плесневых грибов. Некоторые разновидности они даже не смогли определить, — рассказывает наш экскурсовод.

Летучих мышек нам застать во время прогулки не удалось. Но всё же мы нашли подземную форму жизни. Приглядитесь.

— Личинок этих насекомых занесли сюда вместе с бревнами во время разработки штолен. Все эти годы они вынуждены приспосабливаться. Видите, они обесцветились, они стали настоящими подземными животными. Эти штольни — полигон для изучения того, как протекает эволюция. Здесь можно организовывать научно-исследовательское предприятие, — говорит спелеолог.

Вахтера повесили

Однако сейчас штольни стоят, по сути, бесхозные. В этом одновременно и плюс, и минус. Плюс в том, что вход в пещеры свободный. Минус в том, что многие не утруждают себя серьезной подготовкой к походу и теряются в подземелье, спасай их потом.

— Сюда водят экскурсии непрофессионалы. То есть люди непонятно с кем гуляют. Часто в пещеры приходят вообще без экскурсоводов, неподготовленными, и, конечно же, заблуждаются. В Сокские штольни регулярно приезжают спасатели, чтобы вытаскивать заблудившихся, — поделился наболевшим Петр Якубсон.

Кроме того, в этих глубоких тоннелях обитает одно зло. Оно ужаснее и древнее орков. Это граффитисты. В каждой новой зале стены изрисованы — последствия того, что эти пещеры никто не охраняет.

Так что Петру и его соратникам приходится стирать эти художества. Да, в подземелье проводят полноценные субботники. А еще соревнования, забеги, ночевки и дни рождения. Обо всём этом Петр Якубсон рассказал нам в интервью:

— У нас есть традиция приносить сюда всякие таблички и знаки с улицы. И их нужно добывать, не покупать.

Еще одна традиция самарских спелеологов — ставить разные странные чучела.

Вот ты спокойно светишь себе фонариком, и вдруг его луч выхватывает болтающиеся на столбе ноги в кедах.

— Это наш «вахтер». Мы ему только имя не придумали, — говорит Петр Якубсон.

Кто-то из коллег Петра высадил в штольнях аллею из деревьев — то есть повтыкал в землю саженцы.

А как вам голова в банке?

Крокодилы и гигантские пауки

Кроме того, спелеологи украшают свои пещеры разными арт-объектами. Например, вот такой паутинкой.

А вот об этих качелях знают многие, кто интересуется самарскими пещерами.

Может показаться, что этот мост старинный, но это не так. Это такой стиль.

— Мост сделали 15 человек за три дня в 2011 году. Это к нам приезжали наши товарищи и коллеги из Москвы, — объяснил Петр Якубсон.

«Ты не пройдешь!»

Воды под мостом нет. Зато живет крокодил.

Другая фишка всех спелеологов — обустраивать себе стоянки. Поскольку профессионалы проводят в подземельях сутки и больше, им нужны столовые, туалеты, места для отдыха и сна.

Некоторые стоянки простенькие.

Соедините меня, пожалуйста, с секретарем парткома

Другие похожи на настоящие дома посреди пещер.

QR-коды у всех с собой?

Но надо возвращаться в надземный мир. Хотя глаза уже отвыкли от солнечного света.

Кстати, воздух в штольнях и на улице разный.

— Это из-за озона. На улице он есть всегда, потому что он из-за солнечной радиации вырабатывается. А под землей озона мало, поэтому у нас нос отвык, — объясняет Петр Якубсон.

Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в телеграм-канале 63.RU. А в чат-боте вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группы во «ВКонтакте» и в «Одноклассниках». Читайте нас, где удобно.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE5
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
15
ТОП 5
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья из Самары переехала в Калининград и увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
«Не мужчине это решать!» — мама особенного ребёнка из Самары поспорила с чиновником из-за абортов
Анонимное мнение
Мнение
«Все наелись неадекватными решениями и бездействием чиновников»: глава самарского правительства — о первых 100 днях у власти
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления