Мария Комкова — известный блогер, за ней и жизнью ее большой семьи (у Марии и ее супруга Василия шестеро детей) следит миллион подписчиков в Instagram. Василий — успешный программист. За их плечами — 16 лет брака. Встретились наши герои в студенческие годы и до защиты диплома поженились, родилась первая дочка. Мы поговорили с парой и узнали, как студенческий роман не просто устоял в море житейском, а стал их судьбой.
У Марии и Василия шестеро детей: Анастасии — 15 лет, Василию-младшему — 13 лет, Ирине — 10 лет, Василисе — 6 лет, Федору — 5 лет, Николаю — год.
«Вася покорил меня нежностью»
— Как и где вы познакомились? Помните число?
Мария. Конечно. Мы каждый год отмечаем этот день. Мы познакомились 13 мая 2004 года. Васе тогда был 21 год, а мне — 20. В тот день я целенаправленно вышла искать себе жениха. Вышла и нашла с первого раза (улыбается). Подруга потащила меня гулять, сначала мы приехали в Загородный парк, а потом поехали на набережную. И вот на Первомайском спуске мы с Васей и познакомились.
Василий. Я тоже в этот день шел гулять по набережной и знакомиться с девушками. До этого мой друг познакомился с Машей в маршрутке. И когда увидел ее на набережной, то сказал: «О, а я ее знаю!» И мы подошли к девушкам.
— Понравились друг другу сразу?
Василий. Мне — да. Особенно покорило, что Маша была отличницей. Учились мы в политехе, только она на экономическом факультете, а я на ФАИТ. Сначала договорились встретиться в вузе, я должен был отдать ей реферат, нужный по учебе. А потом уже пошли на настоящее свидание в Загородный парк.
Мария. Меня Вася сразу покорил своей нежностью. В первый день, когда провожал, он так нежно держал меня за руку, что эти прикосновения помню до сих пор. Хотя нас судьба могла бы и не свести. Родители хотели, чтобы я поступила в СХИ, но я настояла, что пойду в политех.
— Сколько вы встречались до свадьбы?
Мария. Полтора месяца. Подали заявление в конце июня, а свадьба была 25 сентября. Тогда росписи в ЗАГСе ждали не два месяца, как сейчас, а три. Родители, конечно, были удивлены таким решением. Мама даже и не знала, что я с кем-то встречаюсь (я тогда жила в общежитии в Самаре, а они в Нефтегорском районе) и на мое заявление: «Я выхожу замуж», — она удивленно спросила: «За кого?»
Василий. Моя мама была против брака. Наверное, как любые мамы молодых парней, которые женятся через месяц после знакомства. Отец отреагировал более позитивно. Но у нас в семье нет таких отношений с родителями, при которых они могут наложить запрет на что-то. Мыслей, что нам могут не разрешить пожениться, у нас даже не возникало тогда.
— Где сыграли свадьбу?
Василий. Мы оба из Нефтегорского района: я из самого Нефтегорска, а Маша из села Утёвка. Поэтому свадьбу играли в Нефтегорске. Снимали кафе, приглашали родных и друзей. Устроить помогли всё родители. Я тогда работал на кафедре и писал на заказ рефераты, но этих денег, конечно, не хватило бы нам на торжество. В день свадьбы мне всё понравилось. Были классные друзья, правильное место. Самой красивой, конечно, была невеста.
Мария. У меня в сентябре было начало беременности, жуткий токсикоз. Меня постоянно тошнило, я боялась, что мне станет плохо прямо в ЗАГСе.
«Первое время постоянно ссорились»
— Где вы жили после свадьбы и как удавалось совмещать учебу и быт?
Василий. На момент знакомства с Машей я уже жил в своей квартире, купленной родителями. Поэтому проблем с жильем у нас не было. Не помню и каких-то серьезных бытовых проблем. Машин токсикоз, конечно, добавил сложности.
Мария. Трудности, конечно, были. Мы только поженились, знали друг друга мало, постоянно ссорились. Меня всё время мучал токсикоз. А мне так хотелось быть хорошей женой, помню один момент: меня тошнит, а я стою и варю борщ. Настю я родила в апреле. Ходила до последнего на учебу, в академический отпуск не уходила. Из-за приступов тошноты выбегала с пар в туалет. А во время первой после рождения дочери сессии — летом после четвертого курса — оставляла ее со знакомой Васиной мамы, а сама уходила на экзамены. И страшно переживала. Роды были сложные, Настя не взяла грудь, я сцеживалась. И каждый раз, уходя, жутко волновалась, что дочке не хватит молока и она останется голодной. Сейчас, с годами, я понимаю, что тогда надо было перевести ребенка на искусственное вскармливание, но в то время я была фанат грудного. К этим переживаниям добавлялись ссоры и вечный недосып. Вообще не знаю, как мы выжили тогда.
— У вас есть семейная традиция — каждую годовщину надевать свадебный наряд. Откуда она пошла?
Мария. Первый раз свадебные наряды надели через год после свадьбы — на венчание. Мы венчались в годовщину. Получилось это ненамеренно, но хорошо, что так вышло. Инициатором венчания была я. Я всегда знала, что со своим мужем буду венчаться.
Василий. Нас тогда снова отговаривали родители, предлагали пожить сначала года три. Но мы пошли на этот шаг, осознавая всю ответственность перед Богом.
— Вы, когда создавали семью, думали, что с годами станете многодетными родителями?
Мария. В юности я не хотела много детей (смеется).
Василий. В старших классах у меня мелькала мысль, что хочу пятеро детей. Это было еще задолго до Маши, просто короткая мысль, но я ее почему-то запомнил.
— Сейчас многие, начав отношения, хотят просто пожить со своим избранницей или избранником, не расписываясь. Как вы относитесь к этому?
Василий. На эту ситуацию есть две точки зрения. Одна — сейчас очень распространенная: просто попробовать пожить, а вторая — православная: пробовать нечего, если хочешь жить со взрослыми отношениями, нужно идти и жениться. А до этого можете просто подружить. Сейчас, конечно, мне близка больше вторая точка зрения.
«С каждым годом наши отношения выходят на новый уровень»
— Семейные психологи часто пишут о кризисах в браке. Пожалуй, самые обсуждаемые — это кризис года, кризис трех лет. У вас в паре были такие кризисы? Как преодолевали?
Мария. Я не верю в такие кризисы. Наши кризисы были всегда связаны с тем, что мы жутко уставали, так как дети шли друг за другом. Но с каждым годом наши отношения выходят на новый уровень. Мы оба меняемся. Бывает, конечно, что ссоримся и сейчас, но стараемся доносить друг до друга свою точку зрения.
Василий. Семья — это работа на всю жизнь. И в первую очередь — над собой, а не над супругом. И надо понимать, что если хочешь хорошую семью, то придется потрудиться. Возможно, у нас и были какие-то кризисы года, трех лет совместной жизни, но мы их не заметили. Потому что когда в семье есть маленькие дети, то как-то и не до кризисов.
— Есть мнение, что часто на много лет сходятся именно противоположности. Вы противоположности или все-таки больше похожи друг на друга?
Василий. Мы противоположности, но есть точки соприкосновения. Мы легко общаемся с самого начала, говорили всегда обо всем. Потом сошлись в плане важности веры. Хотя когда женились, не были воцерковленные. Но с годами мы, конечно, меняемся. Рядом с супругой или супругом и детьми невозможно остаться таким, каким был до создания семьи.
— Мария, а у вас на первом месте дети или муж?
Мария. С мужем жить всю жизнь, а дети вырастут и создадут свои семьи. Мне кажется, что и дети растут более счастливыми, когда видят, что мама с папой живут в мире и любви, и когда они друг у друга на первом месте.
Василий. Для христиан такая точка зрения совершенно понятна: муж и жена — одна плоть. И дети видят, что любят не только их, есть еще кто-то, не только они центры вселенной, и это нормально.
— Можете дать советы молодым парам — студентам, которые сейчас влюблены и раздумывают, создавать ли семью или подождать?
Василий. На мой взгляд, чем раньше создашь семью — тем лучше. За всех говорить не могу, но мой опыт в этом вопросе успешен.
— Вашей старшей дочери 15 лет. Готовы стать бабушкой и дедушкой года через три?
Мария. Я совершенно не готова. И говорю детям: «Со внуками не спешите, дайте матери отдохнуть» (улыбается). Считаю, что семью надо создавать в возрасте 20+, не раньше. Но пока Настя заверяет, что и замуж не выйдет, и детей рожать не будет (улыбается).
Василий. А я готов к тому, что дети создадут семью в 18 лет. Но вот сидеть с внуками круглосуточно пока не готов (смеется).
— А какие у вас рецепты семейного счастья? Как сохранить семью, созданную в юности, на долгие годы?
Мария. Надо разговаривать. Сели и спокойно сказали, что не нравится то и это. Правда, мы сейчас чаще обсуждаем всё в мессенджерах и даже можем там поругаться (улыбается). Например, когда я укладываю младшего сына, а Василий находится в этот момент в другой комнате. А еще женщины всё время что-то ждут от мужчин — это, на мой взгляд, неправильно. Надо и самим быть внимательными к супругам. Мы сами интуитивно дошли до понимания этого с годами.
Василий. Девочки ошибочно думают, что мальчики знают, что девочки хотят. Это неправда. Но многие девочки из раза в раз ходят и молча дуются, а мальчик в это время вообще не понимает, в чём дело. Поэтому тоже скажу, что нужно разговаривать друг с другом, доносить свои мысли и обиды до своей второй половинки. И в определенной мере давать возможность ошибаться. А еще надо хвалить друг друга, как будто бы не замечая мелкие промахи.