Несчастный случай разделил жизнь Алексея Транцева на до и после. После удара током в 10 тысяч вольт молодой человек не опустил руки. Вместо этого он сам стал помогать другим инвалидам адаптироваться и заново «собрать» себя. Алексей рассказал 63.RU, как пережить ампутацию обеих рук и относиться к инвалидности с юмором и иронией.
«Руки-полторашки»
В декабре 2008 года 18-летний студент СамГУ Алексей играл с товарищами в «Дозор». По заданию организаторов он должен был забраться на радиовышку в районе Сорокиных Хуторов, найти код и продиктовать его команде. И без того небезопасное развлечение могло стать последним в жизни молодого человека. Оказалось, что один из проводов на мачте оказался под напряжением. И именно его в ту ночь задел Алексей.
— До электротравмы у меня был широкий круг интересов. Я занимался разными видами спорта — от легкой атлетики до ориентирования, играл в интеллектуальные и экстремальные игры. В ту ночь во время «Дозора» я выжил только чудом. Врачи очень сильно удивились, когда я пришел в себя, — рассказал Алексей.
Вот так за несколько секунд молодой и перспективный юноша стал инвалидом. Как вспоминает Алексей, он несколько лет пытался принять нового себя. Этот процесс разделился на две составляющие — психологическую и физиологическую.
— Мой круг общения с сотен людей сократился до десятка. Просто потому, что остальные не знали, как со мной быть, что делать, как общаться. В 2008 году очень сложно было заниматься многими вещами, которые не были адаптированы под людей с инвалидностью, — пояснил Алексей.
Кроме резкого сокращения числа друзей, студенту пришлось долго мириться с новым собой. Даже простой выход из дома стал испытанием и подвигом.
— Я боролся с собой, со своей реакцией на косые взгляды прохожих. Казалось, что они смотрят на меня как на знаменитость или на голого. И это было не потому, что я такой замечательный, а потому что им меня жалко. Я был для них диковинкой, — вспоминает Алексей.
«Из шкафа на него вывалились мои руки»
Родители юноши помогли ему преодолеть психологический барьер. Первое время вместо рук у молодого человека были пластиковые бутылки из-под лимонада. Их вкладывали в рукава одежды, имитируя конечности.
— Как бы странно ни звучало, но первое время после получения инвалидности, когда жизнь рвется на куски, человеку нужно, чтобы кто-то принимал за него решения. Родители меня «выпнули» в университет несмотря на мое желание взять академ. Они поощряли любую мою активность и желание вернуться к обычной жизни. Я это делал, потому что у меня были мотиваторы, — признается молодой человек.
Спустя некоторое время Алексей получил от государства первые протезы. Но и они не могли решить всех проблем молодого человека. Тяжелые и громоздкие инструменты натирали, а после них оставались кровавые мозоли.
За 12 лет Алексей сменил несколько комплектов протезов. По его словам, сейчас в его «коллекции» восемь рук. В шутку друзья молодого человека сравнивают с индуистским богом Шивой. Сам же мужчина считает себя уникальным обладателем шкафа с руками.
— С этим связана забавная история. Несколько лет назад я проводил в детском лагере мероприятие для ребят с инвалидностью. Пригласил музыканта, чтобы он провел концерт. Позвали его в вожатскую, чтобы он там настроился, отдохнул с дороги. И артист решил положить свой рюкзак в шкаф. А там на него вывалились мои руки. Первую часть выступления музыкант пел, немного заикаясь, — шутит молодой человек.
«Попробуйте надеть носок только ногами»
Отсутствие обеих рук резко сократило возможности Алексея. Он довольно долго привыкал к физическим ограничениям, вызванным своим состоянием.
— Мы делаем руками почти всё. А в моем положении нужно сообразить, как сделать самые базовые вещи только ногами и головой. И протезом, если он есть. Чтобы понять, каково это, попробуйте надеть носки только ногами. Когда это не получится, наденьте на левую руку боксерскую перчатку и попробуйте помогать себе ею. Такой, казалось бы, элементарный процесс займет колоссальное время. И это придется делать ежедневно! — пояснил Алексей.
Первое время ему помогали одеться родители. Потом они проделали несколько дыр в стенах, в которые закрепили строительные прищепки. В них вставляли одежду Алексея, и он вкладывал в рукава протезы, а потом резко вырывал одежду из захвата.
Теперь же гардероб молодого человека подстроили под его особенности. В обуви нет шнурков, на одежде — только заклепки или магниты. В частных мастерских Алексей перешивает брюки таким образом, чтобы их можно было надеть быстро. Но даже с такими лайфхаками процесс самостоятельного одевания занимает 20 минут.
За несколько лет поменялись и протезы, которыми пользуется Алексей. Из тяжелых и неудобных они стали высокотехнологичными и футуристичными. Постепенно количество функций, которые молодой человек может выполнить одной рукой, стало увеличиваться.
— Я могу приготовить яичницу, пожарить картошку-полуфабрикат, пропылесосить, купить и донести продукты. Но вот приготовить борщ или салат — нет. Там слишком много надо резать и шинковать, — признается мужчина.
Нынешний протез Алексея стоит 1,3 миллиона рублей. Из-за особенностей конструкции мужчина находится постоянно под напряжением. С помощью диодов, которые считывают электрические сигналы мышц, он умеет сжимать и разжимать, точнее открывать и закрывать кисть и даже крутить руку на 360 градусов. Но и к этим простым функциям пришлось долго привыкать.
— Я думаю, что открываю или закрываю руку, и отдаю сигнал тем или иным мышцам сокращаться. Сейчас это происходит на автопилоте, без пауз. Раньше было сложнее. Приходилось именно продумывать то, что я хочу сделать. Теперь же я могу в соревнованиях по кибератлону участвовать. И участвовал один раз. Пришел для массовки, а в итоге ушел с победой. Тренеры считают, что у меня есть огромный потенциал, — пояснил Алексей. — Правда, пока не могу отогнуть мизинец, когда пью чай, как аристократ.
Кибератлон — соревнования инвалидов. Во время состязаний спортсмены должны выполнить задания, сформированные на основе ежедневных задач, — открыть или закрыть двери, ввернуть лампочку, установить флаг в подставку. Первые соревнования прошли в швейцарском Цюрихе в 2016 году.
А несколько месяцев назад на безымянном пальце Алексея появилось обручальное кольцо. Со своей женой он познакомился на работе, во время поездки в Екатеринбург. Молодые люди вместе работали над инклюзивными проектами, и их увлеченность переросла в любовь. Теперь они вместе помогают инвалидам.
— Кольцо на пальце приклеено на «Момент». Не потому, что жена не доверяет. Чтобы просто не потерять его, пока иду по улице или мою посуду. Когда надо будет менять руку, перчатку с кольцом срежут и поставят на новый протез, — пояснил мужчина.
Тем не менее электрическая рука не позволяет решить большинство проблем. Скользкие круглые ручки в двери до сих пор остаются для Алексея преградой. Только недавно молодой человек научился пользоваться обычной посудой и столовыми приборами. Адаптированные под инвалидов ложки и вилки можно сравнить с небольшими лопатами по обхвату ручки.
«Сидеть на паперти и ждать копеечку — это соблазн»
Алексей считает, что новые технологии позволяют людям с инвалидностью перестать быть оторванными от социума. Эту мысль он подтверждает личным примером.
— Сначала я пользовался Bluetooth-гарнитурой. Она спасала меня, когда я плохо управлялся с протезом. Звонок идет, кнопку нажал — и общаешься. Но от нее пришлось отказаться — звонки шли с 8 утра до 12 ночи. От наушника просто болели уши и голова. А кнопочные телефоны удобные. И недорогие. Я их часто меняю, примерно раз в полгода. Роняю, когда отвечаю на звонки, особенно в общественном транспорте, — признается Алексей.
По его словам, современные гаджеты могут вернуть человека с инвалидностью на работу и даже исполнить его мечту.
— Каждая девочка мечтает быть принцессой на балу. Они очень жалеют об этом, когда теряют такие шансы из-за инвалидности. Или любителям туризма кажется, что после попадания в инвалидное кресло они никогда не смогут покорить горы. Сейчас есть коляски, которые могут помочь им это сделать. Главное — захотеть, — пояснил мужчина.
Специально для людей с инвалидностью в 2014 году в Самаре заработал Инклюзивный ресурсный центр. Из небольшого волонтерского отряда проект вырос во всероссийскую организацию. Ее сотрудники помогают инвалидам преодолеть свои собственные барьеры и вернуться к нормальной жизни.
— Уже сейчас мы проводим инклюзивные балы, турпоходы, экспедиции, покоряем горы, озеро Байкал. В этом году планируем поехать от Калининграда до юга России, — поделился планами Алексей. Принять участие в этих мероприятиях может любой самарец старше 18 лет, заполнив анкету в группах проекта Марафон возможностей «Включайся и включай!»
Алексей считает, что в современном мире инвалиды должны занимать такое же место в обществе, что и здоровые люди. Они могут зарабатывать деньги своим умом, навыками, знаниями.
— Для работодателя нет никакой разницы, где находится человек, который делает для него сайт, — в офисе или в инвалидном кресле у себя дома. Если он делает свою работу хорошо и качественно, то почему не взять на работу? Сидеть на паперти и ждать копеечку — это соблазн, иждивенчество, которое проросло в нашем менталитете за 500 лет. Но мир изменился, и место людей с инвалидностью в нем должно стать другим, — пояснил Алексей. — Не нужно шарахаться и ронять продукты на пол, когда вы видите в магазине человека без рук. Кондуктор не должен отказываться брать за проезд, как и работодатель не должен отказывать в трудоустройстве только из-за того, что у тебя есть инвалидность.
Один из недавних проектов, который позволяет взглянуть на людей с инвалидностью под другим углом, — блог в Инстаграме «smotriteli_bez_konechnosti». Алексей ведет его вместе с Ольгой Лифановой. Девушка не видит с рождения, но ведет абсолютно полноценный образ жизни, — в передвижении по городу ей помогает собака-поводырь.
Вместе молодые люди рассказывают истории из жизни, которые связаны с их особенностями, шутят над собой, показывая тему инвалидности с необычной для общества стороны. В одном из постов Алексей признается, что «совсем отбился от рук», а Ольга «не верит в любовь с первого взгляда».
— С помощью юмора намного проще принимать то, какой ты есть, без стереотипов и жалости. Я готов ненадолго встать с протянутой рукой. Но только для того, чтобы пожать ее каждому из читателей, — добавил Алексей.