Заместитель председателя Самарской городской думы Виталий Ильин очень быстро прошел путь от новичка в политике до признанного мэтра. Борьба, которую ведет самарский парламент во главе с Ильиным, за изменение принципов власти в городе близка к завершению. Ее итогом станут выборы 8 октября. В последние месяцы зампред не давал интервью в СМИ, для 63.ru было сделано исключение.
– Как вы думаете, попытка вторичной регистрации Устава Георгием Лиманским – это чистый пиар-ход? Или желание поставить результаты выборов в октябре под вопрос?
– Я думаю, что это ни то и ни другое. Это всего лишь попытка исполнить требования федерального закона после того, как уже не остается никаких других вариантов. Последствия от этого ничтожны.
– Политическая смерть оппозиционной думы, о которой так много говорят ваши противники, состоялась или они выдают желаемое за действительное?
– Выдают желаемое за действительное. У Самарской городской думы все впереди. Впереди три года плодотворной работы в нормальных условиях. Принятие согласованных бюджетов, исполнение этих бюджетов, полноценная работа в округах. Все будет хорошо, я в этом уверен.
– Но там вопрос-то всего-навсего один был – глава города подписал Устав за 72 дня до назначенной даты выборов и собственно…
– Это не имеет никакого значения. И сейчас сроки назначения выборов не прошли. Я имею в виду назначение органами, которые на это уполномочены. Кроме того, в случае если один из этих органов, я имею в виду думу городского округа Самары и избирательную комиссию, не назначил бы выборы, то они по заявлению любого гражданина были бы назначены судом. Выборы в любом случае состоятся восьмого октября. А по поводу полномочий избранного главы – можно потом судиться хоть три года. Администрации не привыкать.
– То, что Георгий Сергеевич пойдет на выборы, – для вас очевидный факт?
– Я так не сказал бы.
– По каким основаниям?
– Ситуация очень непростая. Я думаю, что он будет принимать решения сам, исходя из конкретной ситуации.
– Им было произнесено: «Посоветуюсь с губернатором». Это цитата. Губернатор вернется, он с ним посоветуется и, якобы, как губернатор решит, так он и сделает. В чем есть большие сомнения. Значит, конечная инстанция – губернатор? Или нет?
– Это не более, чем попытка оставить за собой возможность для отступления. Притом что было сделано заявление о намерениях участвовать в выборах.
– Уже началась регистрация кандидатов. И первые из них были довольно веселыми: дольщик Сергей Папилов и журналистка Ирина Тулгаева. Боброва и Звягин тоже заявили о своем желании. Матвеев, собственно, никогда не замолкал о том, что он намерен идти на выборы. Сазонов поддержан «Единой Россией», Лиманский – под вопросом. Будут ли еще кандидаты, точнее – серьезные кандидаты?
– Я думаю, что будут еще интересные и серьезные кандидаты.
– Вы не предполагаете выдвижения собственной кандидатуры?
– Пока в сегодняшних условиях не вижу никакой необходимости.
– Несмотря на то что Лиманский еще не стал кандидатом, кампания уже идет в определенной мере. О чем говорят листовки на столбах: «Лиманскому – да, олигархам – нет».
– Ну, их по очереди расклеивают Лиманский и Матвеев на самом деле. (Смеется.) Сейчас обращение к народу в связи с тем что олигархи оборзели – это модно. Между Лиманским и Матвеевым можно практически ставить знак равенства. Тот же самый вариант, только молодой. Матвеев сейчас удобен Лиманскому. В случае если Лиманский не выдвигается, то городская администрация поддерживает Матвеева. Более того, Матвеев удобен не только городской администрации.
– Виталий Александрович, вы уже два года в этой, простите, помойной яме под названием «самарская публичная политика». Вы вошли в нее нормальным человеком с чистым имиджем. Теперь в независимости от вас в него добавилось много чего интересного. То, что присутствовало, то, что не присутствовало, что придумано. Вы остались тем человеком, которым пришли, или же произошли некоторые изменения? Не надоело?
– Начнем с того, что я в этом не два года, а три года. Два года я являюсь депутатом Самарской городской думы. Во-вторых, говорить о том, что мне надоело, сегодня не приходится, потому что пока нет окончательного результата, к которому я стремлюсь. И я считаю, что очень серьезно возмужал за это время, на самом деле, без иронии.
– Чем вас можно еще удивить?
– В области политики, наверное, и ни чем…Я надеюсь, что в ближайшее время меня неприятно не удивят результаты выборов главы города.
– Депутат Шатохин как-то сказал, что большинство депутатов – это группа аскетов, некий Орден. Люди положили на плаху свои политические карьеры, чтобы сменить Лиманского в этом городе. Вы согласны, что вы некий аббат или игумен в данном обществе?
– Ну, на самом деле за два года, я думаю, потеряли не только депутаты, но и потеряли, конечно, наши оппоненты. Дело в том, что у нас есть еще три года, во-первых, три года для плодотворной работы, во-вторых, для работы над ошибками, а у оппонентов времени практически не остается.
– Вы считаете, что у Лиманского и его ставленника, так называемого, шансы не так велики, как описывается в СМИ? Все же его считают фаворитом.
– У меня есть свое личное мнение по этому поводу.
– Алексей Офицеров, который голосовал против принятия «народного устава», был вынужден уйти из группы компаний «СОК» с того поста, который раньше занимали вы. Вы могли бы прояснить ситуацию, что будет делать теперь Алексей?
– Это не первый и не единичный случай, когда топ-менеджеры переходят либо на работу в другие предприятия, либо заканчивают отношения с Группой. 7 лет Алексей работал в группе «СОК», насколько я знаю, по этому периоду нареканий в связи с его работой у руководства не было. А то, что так вот получилось, это открывает перед ним много новых возможностей.
– Я тут долго общалась с Андреем Ищуком на тему, кто такие олигархи..
– Если переводить дословно, олигархия – это власть немногих. Насколько я знаю, кому принадлежит в Самаре власть – ответ на этот вопрос для всех очевиден.
– Ваши собственные амбиции на данный момент каковы?
– Я надеюсь, что власть в Самаре поменяется в ближайшие три месяца. Вот мои амбиции пока. И дальше мои амбиции простираются на то, чтобы дальше плодотворно три года еще работать в составе Самарской городской думы.
– Председателем?
– Если мне будет оказано доверие такое моими коллегами, то значит, в качестве председателя. Если нет, то в качестве заместителя председателя.
– Через сколько дней после избрания кого-либо произойдет объединение думы, которое произошло на одно заседание?
– Понятия не имею. Меня вообще не волнует этот вопрос. У нас дума работает, несмотря ни на что, на протяжении двух лет. И я думаю, что независимо от того, сколько депутатов будет посещать заседания, в общем-то, дума будет работать продуктивно еще три года.
– Как вы думаете, возможно ли вообще объединение всех здравых сил вокруг одного кандидата, не Лиманского, естественно?
– Я думаю, оно неизбежно.
– Но пока не похоже.
– Еще пока рано: выдвижение кандидатов продлится до 26 августа, еще практически месяц.
– Кем может быть этот человек?
– Это все, опять же, будет зависеть от ситуации на момент голосования. Сколько кандидатов будет заявлено, у кого будет какая программа, у кого есть какая история. В конце концов, кто и кем будет поддержан. Я думаю, сейчас на эту тему фантазировать – дело неблагодарное.
А то, что касается кандидата, то для меня как для члена «Единой России» нет другого кандидата, кроме Сазонова Виктора Федоровича. Я целиком поддерживаю эту кандидатуру, и как член партии сделаю все от меня зависящее, чтобы на выборах главы города Самары победил представитель партии «Единая Россия». Я уверен в силах партии.
– Вам удалось за этот суматошный год политической жизни хоть немного отдохнуть? Был ли отпуск, и чем вы в это время занимались?
– Да, был перерыв. Я и в отпуск ездил в мае месяце и в выходные дни провожу время с семьей, поэтому не чувствую себя особо уставшим. Первые полгода работы в думе были гораздо более трудными и тяжелыми. И полгода, соответственно, до выборов, и в ходе выборной компании. Считай, что уже больше года мы работаем в достаточно стабильном режиме.
– Будут внесены изменения в «народный устав» в ближайшее время?
– Будут в скором времени, потому что текст настолько несовершенен и недоработан, что мы в ближайшее же время займемся этим. Но кардинально это не изменит схему избрания главы города и полномочий главы города.
– По первоначальной версии глава был подотчетен по всем вопросам думе. А в «народном уставе» он опять становится фигурой неподотчетной.
– Я думаю, проблема не в том, отчетен он или не отчетен. На самом деле вопрос только в том, чтобы была избрана действительно достойная кандидатура. В этом случае нам даже проще, потому что ответственность на себя берут фактически жители города. Каждый должен чувствовать меру своей ответственности. Соответственно должен и принять сознательное участие в этих выборах. И уже в зависимости от программы кандидатов должен быть, действительно, избран лучший кандидат, которому народ окажет доверие.
– Для победы любого кандидата над Георгием Лиманским потребуется высокая явка избирателей. Вы будете агитировать избирателей?
– Почему мне придется привлекать избирателей? Я не являюсь председателем штаба ни одного из кандидатов. Единственное, что мне придется – это прийти на участок и проголосовать в соответствии со своими убеждениями. И по мере возможности провести агитацию за то, чтобы в этом голосовании за кандидата, которого поддерживаю я, проголосовало как можно большее количество избирателей. Но, опять же, есть ограничения в законе, которые не позволяют мне, например, как кандидату проводить агитацию.
– Вы уверены в том, что кандидат от «Единой России» Виктор Сазонов гораздо лучше Георгия Лиманского?
– Да, у нас есть опыт работы с Виктором Федоровичем, около двух лет. И я считаю, что управлять городским хозяйством он будет гораздо более профессионально.
– Что будет делать Виталий Ильин на следующий день после выборов, если победит не Лиманский и не Матвеев?
– Выпью с друзьями за победу. За избранного главу города.