Самарский драматический театр собираются удлинить. Увеличить здание на 20 метров предлагают архитекторы, которым достался проект. Этого же мнения придерживаются и актеры, которым необходима камерная сцена. Но будет ли реализована эта задумка – пока не известно. Общественные слушания, призванные решить судьбу театра, ясности в вопрос не добавили.
Всем известна проблема Академического театра драмы: необходимо принимать решительные действия по улучшению состояния здания. Улучшению не только внешнего вида, но и технической составляющей. Здание не только должно быть отреставрировано, оно должно несколько измениться в соответствии с современными требованиями. Для этого необходима реконструкция. Такое мнение высказала на слушаниях творческая часть коллектива драмтеатра.
Кроме того, в слушаниях участвовали архитекторы, чиновники и просто неравнодушные к театру люди. Инициатором встречи выступило Самарское отделение Союза театральных деятелей (СТД) России.
В недавнем времени был проведён тендер на реконструкцию театра, по итогам которого право быть автором проекта и эскизов получила компания ООО «Русич». Проект двух успешных архитекторов-реставраторов – россиянки Елены Ермохиной и поляка Святослава Славова – и был наглядно представлен общественности, посетившей слушания.
Суть заключается в 20-метровой пристройке со стороны сквера Пушкина за счёт хозяйственного помещения и проезда около него, что по обоюдному согласию присутствующих архитекторов никак не повредит парку. По мнению авторов проекта, пристройка решит много вопросов. Например, такие проблемы театра, как нехватка репетиционных помещений, отдельной камерной сцены на 250 человек, дополнительных помещений для гримерных и мастерских, второй вход для зрителей и пожарный выход, которого сейчас просто нет в здании театра. Что касается отдельного выхода, то он будет размещён со стороны сквера и будет представлять собой уменьшенную копию фасада театра. Это, по мнению архитекторов Ермохиной и Славова, придаст законченность зданию. 20 лет назад уже выдвигалась подобная идея «пристроя» Петром Монастырским, который, кстати, вчера высказался против реконструкции, перед этим согласившись, что зданию необходимо расти.
Самарское отделение Союза театральных деятелей (СТД) России негодовала по поводу отсутствия малой сцены, с появлением которой у театра появится больше возможностей для творческих экспериментов.
В результате министерство культуры и молодежной политики Самарской области дало добро на проведение реставрации и реконструкции театра. Свое положительное заключение дала и Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультура): ею было рассмотрено и согласовано предварительное эскизное предложение по устройству пристроя к памятнику истории и культуры – зданию Самарского театра драмы.
При этом мнения разных заинтересованных сторон весьма противоречивы. Например, главный архитектор города Юрий Харитонов, высказал своё недовольство проектом: «Городом проект был отклонён», – этим он мотивировал запрет на изменение облика здания. Но есть одно но: архитектор высказал мнение, что, если бы он занимался проектом, то сделал бы намного лучше, и здание не уродовал, а как раз сохранил его архитектурную целостность.
А вот замминистра строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Самарской области Владимир Березовский высказал противоположное мнение и отнёсся к проблеме с театральным пониманием: «То, что сейчас называется театром, оставляет желать лучшего, наблюдаются серьёзные трещины, особенно усугубляет состояние театра то, что он стоит на откосе. Здание находится в ветхом, опасном состоянии. Сердце любого театра – это сцена. В 66-м году она отвечала последнему слову техники, но сейчас это неприемлемо. Она уже не даёт воплотить в жизнь театральные замыслы труппы, не даёт ей расти и экспериментировать».
По мнению г-на Березовского, реконструкция театру просто необходима. Тем более, областное правительство и губернатор оценивают проект положительно, государство, не дожидаясь очереди нацпроекта, выделяет деньги.
В итоге слушания закончились скандалом: единого мнения достигнуть не удалось. Но, фактически, весь раздор – в полномочиях. Поскольку центр свое согласие на разработанный эскиз дал, его можно утверждать на местном уровне. Но вопрос в том, удастся ли договориться с самарскими архитекторами, которые категорически против.