Сразу несколько регионов ПФО участвуют в споре с Самарской областью за пограничные территории, расположенные соответственно на севере и юге губернии. Ситуация осложняется тем, что на спорных землях (на границе с Татарстаном и Оренбургской областью) не так давно были обнаружены запасы нефти. Между тем в некоторых соседних регионах, и в частности в Татарстане, пока существующей проблеме серьезного внимания не уделяют.
В течение 2008 года область обязана упорядочить свои территориальные границы – однако сейчас по многим документам граница между субъектами определена неточно, в частности существуют ошибки в разграничении. По мнению некоторых экспертов, решение разногласий между соседними субъектами станет весьма болезненным для областного правительства и потребует вмешательства федерального центра.
Cпорными оказались земельные участки, которые расположены на границе губернии с Оренбургской, Саратовской, Ульяновской областями и Татарстаном. Общая площадь территорий, принадлежность которых нужно доказать документально, составляет 2,4 тысячи квадратных километров.
Наибольший интерес представляют участки земли, на которых расположены нефтяные месторождения – Нурлатское и Ромашкинское на границе с Татарстаном и «Байтуган» в Оренбургской области. Нефть на месторождениях уже добывают компания «Татнефть» и оренбургское ООО «Байтекс».
В Министерстве экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области 63.ru пояснили, что сложившаяся ситуация является скорее не спором, а разногласиями. По словам заместителя министра экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Натальи Евтеевой, их причиной послужило обнаружение неточностей в существующих документах тех федеральных служб, которые фиксируют границы регионов между собой: картографической, регистрационной и службы Роснедвижимости (ведет учет кадастровой стоимости земли – прим. ред. 63.ru). Исторически сложилось так, что по документам этих служб границы областей пролегают в разных местах. Это, по версии министерства, и послужило причиной разногласий.
«Нефтеместорождения не являются причиной спора. Так как те компании, которые добывают нефть на спорных территориях, платят налоги в бюджеты сразу двух регионов. Связано это с тем, что раньше лицензию на добычу полезных ископаемых выдавали сразу два граничащих субъекта, на чьих территориях находилось месторождение. Поэтому и налоги в определенной пропорции распределялись между ними. А сегодня выдается одна лицензия на федеральном уровне, и, опять же, все налоги делятся. Поэтому это чисто территориальные разногласия, связанные с неточностями, допущенными при работе различных регистрационных служб», – считает Наталья Евтеева.
По словам замминистра, в марте 2008 года в Самарской области была образована комиссия, которая должна подготовить проект решения территориальных разногласий. Кроме того, власти региона направили обращения руководителям соседних субъектов федерации с просьбой образовать аналогичные комиссии.
«Мы пока не знаем, какие есть претензии на земли у наших соседей, с этой целью и направлено предложение о создании комиссий – может быть, нет оснований для каких-то споров. Необходимо отметить, что исправлять границы, скорее всего, будут в пользу обеих областей, между которыми существуют разногласия», – говорит госпожа Евтеева.
Однако в том случае, если новая граница будет проведена в пользу одного субъекта РФ (то есть месторождения окажутся на соседней территории), Самарская область может потерять налог на добычу полезных ископаемых. «Независимо от того, кто добывает нефть, налоги от добычи идут в тот субъект РФ, на чьей территории находится месторождение. Если же оно расположено на земле, принадлежащей двум или более областям, то и налоги распределяются в соответствии с площадью занимаемой месторождением на территории этих субъектов.
Если новая граница пройдет таким образом, что месторождения окажутся полностью на одной территории, то и вопрос сам собой отпадет – доходы будет получать тот регион, в пользу которого будет проложена новая граница», – говорит заместитель начальника лицензирования по углеводородному сырью управления по недропользованию по Самарской области «Самаранедра» Татьяна Рыбакова.
Очевидно, уровень разногласий между Самарской областью и соседними регионами по поводу спорных территорий будет зависеть от позиции их руководства. Так, 17 июня в Оренбургской области была образована специальная комиссия по взаимодействию с органами государственной власти Самарской области, которую возглавил вице-губернатор Михаил Конов. К середине июля комиссия должна представить материалы губернатору Оренбургской области Алексею Чернышеву.
А вот в Татарстане, к примеру, пока повышенного внимания проблеме не уделяют. По словам министра юстиции Республики Татарстан Мидхата Курманова, о существующих разногласиях он прочитал не так давно в печатных СМИ и ничего о них не знает. «В ближайшее время вопрос о спорных территориях рассматриваться в республике Татарстан не будет», – отметил господин Курманов.
Сегодня же председатель Госсовета республики Фарид Мухамедшин сказал на пресс-конференции в перерыве сессии Госсовета, отвечая на вопрос о споре с Самарой, следующее: «К нам никто (из правительства области – прим. ред. 63.ru) не обращался, я пока не в курсе. Это, может быть, некоторые организации или предприятия спорят, это их касается. А если возникнут какие-то проблемы, мы сообща решим их».