Самарский журналист Сергей Курт-Аджиев должен выплатить штраф в размере 15 тысяч рублей за использование контрафактного программного обеспечения. Такое решение приняла сегодня мировой судья 27 участка Октябрьского района Самары Татьяна Чернышева. Сам бывший редактор самарского выпуска «Новой газеты» с решением суда не согласился и намерен его обжаловать.
Неприятности у Сергея Курт-Аджиева начались 11 мая 2007 года. В тот день в самарскую редакцию «Новой газеты» пришли сотрудники правоохранительных органов. Они изъяли все компьютеры для проведения экспертизы – журналиста подозревали в том, что он использует нелицензионное программное обеспечение фирм Adobe Systems Incorporated, Microsoft и 1С для создания газеты.
21 декабря 2007 года Курт-Аджиева объявили в розыск. Тем не менее, по его словам, он никуда не исчезал и за один день до объявления в розыск даже встречался со следователем Вадимом Масловым, который вел «дело журналиста». Никаких официальных разъяснений по этому поводу не последовало.
Тем временем, дело набирало обороты. В судебном заседании представитель компании Microsoft и Adobe Сергей Барчугин заявил, что фирма не имеет к господину Курт-Аджиеву никаких претензий. С 1С все было сложнее – полномочный представитель этой компании Александр Сударев настаивал на том, что журналист использовал ПО 1С незаконно.
28 мая 2008 года состоялось очередное заседание по «делу журналиста». Защита Курт-Аджиева представила суду документы: договоры о приобретении программ 1С, акты их установки, а также дискеты с дистрибутивами ПО этой фирмы. «Курт-Аджиев мог найти эти дискеты на помойке», – заявил по этому поводу Сударев. Он вел себя нервно, кричал. Судья Татьяна Чернышева сделала ему замечание о недопустимом поведении с занесением в протокол.
Проведенная экспертиза подтвердила, что документы на программу «1С. Бухучет» у Курт-Аджиева имеются. Однако на компьютерах, помимо этого пакета, была установлена нелицензионная программа «1С. Предприятие».
История получила продолжение 26 июня 2008 года, когда Александр Сударев был задержан сотрудниками УФСБ по Самарской области. На следующий день против него возбудили уголовное дело. Сударева поймали с поличным при получении взятки. По данным следствия, он вымогал 400 тысяч рублей у работников МП «Самарагорпроект» за отказ от претензий по поводу использования контрафактного программного обеспечения. Позже экспертиза подтвердила, что все ПО, установленное на компьютерах муниципального предприятия, имеет соответствующие лицензии. 26 июля Сударев был взят под стражу. Ему предъявлено обвинение по части третьей статьи 159 УК РФ «Мошенничество».
Журналисты, предприниматели и общественные деятели Самары собрали пресс-конференцию, на которой рассказали об «антипиратской» деятельности Сударева. Выяснилось, что именно по его заявлению были изъяты компьютеры в офисе правозащитной организации «Голос» и в редакции «Тольяттинского обозрения».
Между тем все подозрения с МП «Самарагорпроект» были сняты, главный свидетель обвинения сам стал подозреваемым, однако «дело журналиста» никто закрывать не собирался. Более того, сотрудник прокуратуры Татьяна Леонтьева заявила, что у нее нет повода не доверять показаниям Сударева, которые он дал в отношении Курт-Аджиева.
23 июля 2008 года судебные прения по «делу журналиста» закончились. Татьяна Леонтьева отказалась от части обвинений в адрес Курт-Аджиева, но продолжала его обвинять по отдельным пунктам.
Татьяна Леонтьева потребовала оштрафовать Сергея Курт-Аджиева на 40 тысяч рублей. Сам обвиняемый был возмущен этим. «Мне очень обидно. Я долгое время терпел все издевательства, находился под подпиской о невыезде, меня объявляли в розыск – и все ради каких-то 40 тысяч? Я думал, что для меня попросят как минимум лет пять заключения», – констатировал по этому поводу журналист Курт-Аджиев. Судья заявила о том, что решение по «делу журналиста» будет оглашено 29 июля.
В начале сегодняшнего заседания Курт-Аджиев сказал следующее: «Вся моя вина состоит в том, что я считал себя свободным человеком в свободной стране», – заявил обвиняемый. Также он добавил, что уголовное дело было сфальсифицированным, и что он считает себя невиновным.
Судья Татьяна Чернышева учла смягчающие обстоятельства и назначила журналисту наказание в виде штрафа в размере 15 тысяч рублей. Также суд постановил возвратить Курт-Аджиеву вещдоки – три системных блока, предварительно уничтожив на них контрафактное программное обеспечение.
Однако Курт-Аджиев с приговором не согласен и намерен его обжаловать. «Если я не найду справедливости в Самаре – пойду в Верховный суд РФ. Не найду там – буду искать в Страсбурге», – сказал бывший главред «Новой газеты» в Самаре.
Он также добавил, что уже сейчас есть больше 15 человек, пострадавших от действий господина Судаерева. Курт-Аджиев заявил, что действовать они будут совместно. «Если мы не добьемся справедливости – то те «марши несогласных», которые устраивала моя дочь и в которых участвовали в основном дети, покажутся властям детскими танцами. Причем в наших совместных действиях не будет никакой политики», – сказал Курт-Аджиев.
Представители прокуратуры сегодняшнее решение суда никак не прокомментировали.