Корреспонденты 63.ru побывали в гостях у руководителя национально-культурного грузинского центра «Мамули» Бадри Чежия. Несмотря на непростую ситуацию, которая сложилась в отношениях между Россией и Грузией, общественная организация продолжает свою работу в Самаре в сфере просвещения и развития межнациональных взаимоотношений. Бадри Чежия поделился своими взглядами на сложившуюся ситуацию и отметил, что культура и политика – вещи несовместимые.
– Бадри Григорьевич, оказало ли влияние на функционирование возглавляемого вами центра та непростая политическая ситуация, которая сейчас сложилась в мире?
– Нет. И я в этом отношении стараюсь выстроить преграду между политикой и культурным центром. Сам я никогда не комментирую такие вопросы, это не мое поле деятельности. И нашей школы это тоже не должно касаться, ведь к нам ходят не только взрослые, но и дети, а у них память очень хорошая. И если они начнут слышать какие-то негативные моменты в общении взрослых – в будущем это обязательно им запомнится. В итоге что мы будем иметь? Молодое поколение со стереотипами взрослых. Ведь сегодня одно говорят, завтра другое. Но мы не должны иметь к этому никакого отношения, так как у нас культурное общество. А не политическое...
Региональная общественная организация Грузинский культурный центр «Мамули». Организация является правопреемником Грузинского культурного центра «Самшобло», который был создан в 1996 году. При центре «Мамули» работает воскресная школа «Мзиури», Здесь можно расширить и углубить знания родного языка и литературы, истории, музыки, этики, узнать о традициях и обычаях грузинского народа. В начале 2005 года создана хореографическая студия национального танца, участники которой уже через год стали лауреатами Рождественского фестиваля «Восславим творчеством своим Христа, Руси духовное величие, Самары благонравные дела!». Работает вокальный коллектив «Мзиури», («Солнечный»), детский вокальный ансамбль «Нергебы» («Саженцы»), вокальное трио «Самаиа». Создана юношеская футбольная команда «Имеди». Вокальный ансамбль «Мзиури» известен далеко за пределами Самарской области. Его солисты – Хатуна Романовская, Тамари Чежия, Гиорги Читанава являются лауреатами Международных, Всероссийских, областных и городских конкурсов. Гостями НГКЦ «Мамули» были посол Грузии в России Малхаз Какабадзе, министр культуры Грузии Валерий Асатиани, режиссер Роберт Стуруа, художник сценограф Алекси Месхишвили, композитор Сулхан Цинцадзе, популярные артисты Вахтанг Кикабидзе, Нани Брегвадзе, Сосо Павлиашвили, Лариса Долина.
– А как сегодня ведется работа в возглавляемом вами центре «Мамули»?
– Недавно, 8 сентября, у нас было собрание, на котором мы говорили о планах на год по всем мероприятиям. Рассматривали некоторые моменты, связанные с функционированием школы. Сегодня наш центр ведет нормальную работу. Первое мероприятие планируем провести во второй половине октября.
– Кто примет участие в мероприятиях?
– В нашу национальную культурную организацию приходят дети, студенты и даже взрослые люди, которые интересуются грузинской культурой и этикой. В центре они имеют возможность также изучать грузинский язык, народные танцы, песни. Могу сказать, что среди посетителей нашей организации много представителей других национальностей. К нам приходят русские, украинцы, белорусы... Происходит такой своеобразный процесс межнационального общения. У нас также проходят и праздничные мероприятия, посвященные национальным грузинским праздникам, на них мы собираемся вместе, поем, танцуем.
– Как вы взаимодействуете с другими культурными центрами на территории Самарской области?
– У нас теплые дружественные отношения со всеми национальными организациями, которые располагаются в Доме дружбы народов. Со всеми мы поддерживаем постоянную связь. Всегда ходим друг к другу на все праздники, делаем совместные номера для выступлений. Поэтому общение действительно на хорошем уровне.
– Сколько, по приблизительным подсчетам, в Самарской области проживает грузин?
-Тяжело сказать. Кто-то называет одно число, кто-то не согласен с этим и приводит свои данные. Дело в том, что одно время была такая ситуация – грузин старались не регистрировать, и поэтому некоторые из них находились в подвешенном состоянии. Соответственно, многим пришлось уехать отсюда. Вообще же сейчас грузин в области становится все меньше и меньше. Я точно не помню, когда... Но однажды мы собирались провести праздник, и на нем нас тогда собралось порядка 800 человек.
– А сколько человек состоят непосредственно в вашей организации?
– Оргкомитет, костяк – четыре человека. Как мы начали развивать организацию вчетвером, так и продолжаем. Все финансирование идет через мой карман. Потому что так и есть на самом деле. Нет такого человека, который бы сказал: «Вот тебе 1000 рублей на что-то...» – такого не было случая. Правда, отмечу, что иногда нам помогает городская администрация. Для проведения наших праздников город нам выделяет определенную сумму, разумеется, под отчетность. И мы проводим наши мероприятия. Но ведь кроме праздников нужно еще на что-то существовать…
– А на что еще нужны деньги организации?
– Деньги нужны на все. На то, чтобы провести занятия в нашей школе, купить костюмы для детских выступлений. Даже на то, чтобы организовать приезд на репетицию. У нас в школе занимаются простые дети. Выходят, танцуют и поют. Но их же нужно на что-то подготовить для выступления, нужны деньги. Я сам никогда не прошу, не хожу с протянутой рукой и не жалуюсь. Но я хочу, чтобы был грузинский культурный центр в Самаре – и буду стараться все делать для этого. Пока могу что-то делать...
– Была ли у ваших соотечественников, проживающих в Самаре, связь с родственниками в Грузии, когда проходили недавние события в Осетии?
– Ну... Сейчас трудно представить, чтобы вообще не было никакой связи. Живем все-таки не в каменном веке. Поэтому связь была и будет всегда. У меня есть разная информация, какая ситуации сложилась на моей Родине... Но это не значит, что нужно выходить на улицу и начинать что-то заявлять, комментировать, нет. Ведь нам что важно? Чтобы, спустя годы, все то, что было плохое и негативное, забылось. А наши дети испытывали друг к другу только положительные эмоции и чувства. И нормально общались друг с другом.
– Ощущают ли проживающие в Самаре грузины те перемены, которые произошли в отношениях двух государств, России и Грузии?
– Конечно ощущают, это логично. Даже заходишь теперь в магазин – и ты уже не такой званный гость, как раньше. Но об этом ведь должно думать правительство, то, которое мы сами же и выбрали. Конечно, не сразу все это проходит. Отголоски остаются, главное – это смотреть вперед и стараться исправить ситуацию.
– На одном их грузинских сайтов недавно появилась статья, в которой говорилось, что «…грузинские диаспоры, проживающие в России продались Кремлю…» Как вы относитесь к этому заявлению? Не кажется ли вам, что оно слишком громкое?
– Вы знаете, я сам по натуре такой человек, что никогда никому не продаюсь. И тут я не делаю различия между Кремлем и кем-то еще. У меня есть свое направление деятельности – культура. Я убежден, что необходимо дружить и стараться понять друг друга. Никто на блюдечке не принесет мир и взаимопонимание. Поэтому нужно уметь прощать. И еще – уметь признавать свои ошибки. Я думаю, что это благородное дело.
– Расскажите, как судьба привела вас в Самару?
– Я учился здесь с 1980 года в строительном институте, сейчас уже академии. Помню, тогда еще спросил родителей: «А что это за город такой Куйбышев?» А они меня спрашивают: «А зачем тебе, почему этот город тебя интересует?». «А что если туда поехать...» – отвечаю. И вот с тех пор я здесь. Приехал, поступил. И теперь Самара – моя вторая Родина. Я здесь уже без малого 30 лет живу. Дышу самарским воздухом, чувствую все позитивные и негативные моменты в жизни города и его граждан. Вторая Родина... А для моих детей, которые здесь родились, это вообще получается – просто Родина.
– У вас остались родственники в Грузии? И как у них сейчас обстоят дела?
– Конечно, есть родственники. Сейчас уже вроде нормально. У меня там сын был в то время, когда начался конфликт. И был всего в полутора километрах от того места, где шли бомбардировки. Это уже происходило не в Осетии, а рядом с Абхазией.
– Поддерживают ли друг друга грузины, проживающие в Самаре?
– Обязательно поддерживаем. Конечно, по мере возможности. Стараемся не бросать в сложных ситуациях, потому что в жизни все бывает. Но мы всегда рядом. Вообще у нас народ такой, мы очень дорожим дружбой. Нас, грузин, немного, поэтому всегда поддерживаем друг друга, но мало ли что в жизни случается. У кого-то проблемы, а у кого-то, наоборот, радостные моменты. Мы всегда стараемся делиться всем этим. Считаю, что самое главное – достойно свой жизненный путь пройти.
– А в вашем понимании «достойно» – это как?
– Прежде всего – уважать себя. Не быть эгоистом, а именно испытывать уважение к самому себе. Только тогда человек сможет уважать и окружающих. Мы можем говорить красивые слова, тосты и так далее, но самое главное – все эти красивые слова воплотить в жизнь. Постараться сделать как можно больше добра за свою жизнь, вот это по моему самое важное. А если делаешь добро, то и люди к тебе потянутся, и друзей будет много. А это так важно – когда у тебя много друзей, а не денег и богатств. Потому что дружбу за один день не построишь.