На этой неделе руководителем муниципального предприятия «Трамвайно-троллейбусное управление» был назначен депутат гордумы Юрий Буянов. Он рассказал корреспонденту 63.ru о перспективах развития электротранспорта в ближайшие годы, о том, кто поможет ТТУ в решении существующих проблем, и высказал свое мнение по поводу ряда новшеств в транспортной системе города, инициированных мэрией Самары.
– Юрий Алексеевич, вас недавно назначили директором МП ТТУ Самары. Расскажите, насколько вы вошли в курс дела, и каковы первые шаги, которые вы предпримете на новом месте?
– Я бы не стал говорить, что уже вошел в курс всех событий. С момента моего назначения прошло всего несколько дней, а коллектив предприятия довольно большой, он насчитывает порядка 4800 человек. Поэтому для того, чтобы войти в курс дела, мне необходимо сделать объезд всех депо, а их в городе всего шесть: три трамвайных и столько же троллейбусных – и познакомиться с состоянием дел на месте. Это мои ближайшие планы, и начну я их осуществлять с начала следующей недели. Тогда уже можно говорить о каких то определенных шагах в решении тех или иных задач.
– Вы уже имели опыт работы в органах местного самоуправления, насколько нам известно, именно в должности руководителя департамента транспорта и связи администрации Самары с 1992 года. Скажите, что с тех пор изменилось в инфраструктуре города?
– Конечно, я вижу изменения, которые произошли за этот период. Судите сами, раньше в городе было пять автобусных предприятий (АП), ТТУ и метро. На сегодняшний день АП осталось только два. Соответственно, автобусный автопарк существенно сократился. В последнее время город закупает новые автобусы, это было и в этом году, и в предыдущие. До конца 2008 года планируется закупить еще партию. Но это разовые закупки, которые не могут в полной мере решить проблему нехватки подвижного состава. Раньше, помнится, приобретали сразу партию в 200 штук, и тогда сразу это было заметно. Было комфортно ездить на общественном транспорте. Конечно же, нельзя не принимать во внимание обстановку, складывающуюся на дорогах города, – постоянные пробки. Сегодня преимущества имеют маршрутные такси частных владельцев. Надо отметить, что в какой-то степени они разгружают автопоток, так как более мобильны. Но в то же время создают напряженность в части безопасности дорожного движения. В этом вопросе необходима заинтересованность администрации города. Нужно развивать и электротранспорт, и автобусный парк. Но сегодня деньги, которые могли бы пойти в городскую казну, идут в карман частного извозчика. Этот момент, конечно же, негативен.
Биографическая справка: Юрий Алексеевич Буянов родился 24 августа 1950 года в городе Богучар Воронежской области в семье служащего. Трудовую биографию начал в 1972 году по окончании Тамбовского института химического машиностроения наладчиком механосборочного цеха Куйбышевского долотного завода. С 1973 по 1974 год прошел службу в рядах Советской Армии. Вернувшись на долотный завод, прошел путь от мастера до заместителя начальника цеха. С 1982 по 1988 год осуществлял партийную деятельность в Куйбышевском райкоме партии. В октябре 1988 года Юрий Буянов на конкурсной основе был избран председателем Куйбышевского райисполкома. С 1992 года имеет опыт работы в органах местного самоуправления – курировал вопросы развития транспортной отрасли в должности начальника департамента транспорта и связи администрации Самары. В 2004 году избран депутатом думы городского округа Самара, представляя интересы жителей Куйбышевского района в городском законодательном органе. С декабря 2006 года – заместитель председателя думы городского округа Самара.
– Выход из этой ситуации?
– Это в юрисдикции департамента транспорта. Именно департамент создает маршрутную сеть, соответственно, заключает соглашения с частными лицами на осуществление пассажирских перевозок. Можно же ведь просто разорвать контракты, отдать все в руки муниципальных предприятий. Но для того, чтобы это сделать, городу сперва необходимо самому обеспечит перевозку граждан общественным транспортом. Соответственно, надо все время пополнять подвижной состав. Получается замкнутый круг. Сегодня для того, чтобы справляться с объемом пассажирских перевозок, МП вынуждено заниматься еще и ремонтом подвижного состава, хотя это не является прямой обязанностью управления.
– Какие самые актуальные проблемы, на ваш взгляд, у ТТУ сегодня?
– Вы знаете, проблем несколько. Некоторые из них лежат на поверхности, и они давно всем известны. Одна из основных проблем – это старый подвижной состав ТТУ, который необходимо обновлять. Что и будет делаться со следующего года, так как мы приняли программу по развитию муниципального транспорта на 2009–2015 годы. В программе учтены и средства необходимые для закупки подвижного состава, в том числе и для ТТУ.
– В каком состоянии сегодня находится парк трамвайно-троллейбусного управления? Сколько единиц техники насчитывается?
– На сегодняшний день у предприятия в наличии 422 трамвайных вагона и 249 троллейбусных. На ремонт и содержание подвижного состава в прошлом году было затрачено порядка 155 миллионов рублей. В этом году эта цифра будет чуть больше, связано это прежде всего с тем, что каждый год дорожают запчасти.
– Вы сказали, что проблем несколько...
– Вторая наиболее значимая – это нехватка квалифицированных кадров водительского состава. Особенно, это касается водителей троллейбусов. Причины здесь я вижу две. Во- первых, стало очень сложно работать водителем троллейбуса из-за ситуации на дорогах города из-за «пробок». Возрастает напряженность работы и увеличивается риск для водителя. Во-вторых, уровень зарплаты сегодня довольно низкий, для того, чтобы люди шли на такую ответственную работу. Сегодня оклад водителей троллейбуса не дотягивает до 15 тысяч рублей в месяц. Эту проблему мы намерены решать с администрацией города, потому что тех средств, которые ТТУ зарабатывает самостоятельно как МП, не хватает на увеличение заработной платы работникам управления.
– А как насчет подготовки кадров? Ведь для того, чтобы работать водителем общественного транспорта необходим определенный опыт, умение адаптироваться к различным дорожным ситуациям.
– Кадры мы готовим у себя в ТТУ. Существуют курсы для водителей, есть экзамены, которые необходимо сдавать. Потому что если даже человек приходит с опытом вождения, ему необходимо овладеть спецификой профессии.
– Как город помогает предприятию и предусмотрены ли в бюджете какие либо целевые средства?
– Задача перед всеми МП стоит такая, чтобы зарабатывать деньги самостоятельно. Если мы говорим о ТТУ, то в этом случае администрация выделяет деньги только на закупку подвижного состава, так мы сами не в состоянии обновлять подвижной состав. Как я у же говорил, летом этого года была принята программа на 2009–2015 годы по развитию подвижного состава, в том числе и ТТУ. В следующем году из бюджета на эти нужды планируется выделить три миллиона 800 тысяч рублей на закупку троллейбусов и 10 миллионов 200 тысяч на новые трамваи. Такие же суммы планируется выделять ежегодно вплоть до 2015 года. Вообще мы проводили анализ деятельности предприятия по первому полугодию 2008 года, который показал, что в принципе предприятие убыточное, отсюда и те проблемы, о которых я уже упомянул.
– С каждым годом возрастает количество людей, имеющих собственное авто. Сегодня у электротранспорта много конкурентов...
– Я думаю, что надобность в ТТУ никогда не отпадет. Во всем мире есть трамваи, несмотря на развитие автотранспорта. Вот с троллейбусами в будущем можно произвести какие-либо модернизации, я думаю, это вполне возможно.
– А в чем преимущество электротранспорта перед другими видами транспорта?
– Главное преимущество электротранспорта в его экологичности. При его движении отсутствуют вредные выхлопы.
– Насколько электротранспорт популярен среди самарцев? Есть ли у вас какие-то статистические данные?
– Судите сами. Доля перевозок, приходящихся на ТТУ в общем объеме пассажирских перевозок муниципальным транспортом, составляет 56%.
– Но согласитесь, что электротранспорт во многом уступает автобусам и тем же маршруткам. В той же маневренности и скорости...
– Я согласен с вами, что в какой-то степени автобусы в этом плане выигрывают. Потому что если где то произошла авария, то автобус может изменить свой маршрут, обогнуть затор. А трамваи выстраиваются в длинный ряд и стоят, бывает, подолгу. Но, с другой стороны, автобус может стоять в пробке вместе со всеми машинами, в то время как трамвай идет по своим путям, и на нем можно добраться быстрее до места назначения. Правда, в последние годы появилось много водителей, которые заезжают на трамвайные пути, вынуждая тем самым и трамваи сливаться с общим потоком. Но это уже вопрос дисциплинированности водителей. По идее, они не должны так делать, значит, это просто невоспитанные люди.
– Юрий Алексеевич, как вы относитесь к идеи убрать трамвайные пути из старого города, для того чтобы разгрузить дороги?
– Я думаю, что трамваи здесь ни при чем. Вот взять, к примеру, улицу Куйбышева – тут нет трамвайных путей, но ведь днем в час пик здесь не проедешь. Можно, конечно, по-разному оптимизировать движение транспорта, и не обязательно за счет устранения трамваев. Прежде всего это зависит от количества учреждений, расположенных вдоль дороги. Соответственно, большое количество машин, стоящих на обочине. Отсюда можно сделать вывод, что не хватает парковок для автомобилей. К тому же такие меры, как исключение трамвайных и троллейбусных линий из маршрутной схемы города, позволят лишь ненадолго разгрузить улицы, на несколько сезонов. А дальше как быть?
– Как вы относитесь к инициативе городских властей по вводу электронного проездного? Так уж необходимо менять систему, к которой люди уже привыкли люди?
– Когда мы рассматривали это вопрос на заседаниях профильных комитетов, мне эта идея сперва не очень понравилась. Надо отметить, что это создает в определенные неудобства для пассажиров общественного транспорта. В часы пик, когда транспорт перегружен, оплата проезда при помощи электронного проездного вносит определенные сложности. В связи с этим идет также дополнительная нагрузка на кондуктора. Вторая проблема связана с пунктами реализации этих карт. Пока что их всего 20 штук в городе – это очень мало. Сейчас департаментом транспорта рассматривается вопрос о том, чтобы те киоски, которые раньше были на балансе ТТУ, сдать в аренду предприятию, занимающемуся реализацией проекта по электронному проездному. Таких киосков по городу 40 штук. Тогда, по крайней мере, ситуация с приобретением проездного станет намного лучше. Ну а раз постановление по данной программе подписано главой города, наша задача теперь его выполнять и сделать так, чтобы было по возможности меньше накладок. К слову, к нам в командировку планируют приехать представители транспортных предприятий Саратова, для того чтобы ознакомиться с опытом самарских специалистов и со временем у себя в городе тоже внедрить систему электронного проездного.