На этой неделе члены рабочей группы при облправительстве по изучению исторических материалов и определению даты основания Самары провели очередное заседание – процесс обсуждения подлинной даты основания столицы губернии активизировался. Есть сторонники и противники изменения дня рождения столицы губернии с привычного 1586 года на 1367 год. Об истории города, неизбежности переосмысления фактов прошлого 63.ru рассказал член рабочей группы по определению даты основания Самары, главный библиограф краеведческого отдела Самарской областной универсальной научной библиотеки Александр Завальный.
– Александр Никифорович, на чем основано утверждение, что Самара на самом деле на 200 лет старше, чем это было принято считать ранее?
– На данных в итальянских картах, одна из которых составлена венецианскими купцами братьями Пиццигано и датирована 1367 годом. На карте в том месте, где сейчас находится наш город (слияние реки Волги и Самары), обозначена пристань Самар. В то время итальянцы «курировали» торговлю на обширной территории современной России, которая входила в состав Золотой Орды. В районе современного Саратова существовала итальянская фактория. Естественно, что итальянцы были заинтересованы в правдивой информации о существующих поблизости поселениях и городах.
Завальный Александр Никифорович – главный библиограф Самарской областной универсальной научной библиотеки с 1979 г.; родился 20 августа 1954 г. в г. Горьком, окончил Куйбышевский государственный институт культуры (ныне Самарская государственная академия культуры и искусств) в 1977 г. Заслуженный работник культуры РФ, член Союза литераторов России. Подготовил более 20 библиографических указателей, автор более 30 книг и сборников: «Раскрытая книга», «Украинские этюды», «Самарские рассказы», «Самарские украинцы и русская революция», «Самара со всех сторон» и другие. Один из создателей общественного комитета «Самара» – движения за возвращение городу его исторического имени. Женат, есть две дочери.
Позднее, в 1459 году этот факт подтвердил в своей карте знаменитый итальянский космограф монах Фра-Мауро, который пользовался самыми достоверными сведениями. Он посчитал нужным указать поселение Самар, значит, не сомневался в достоверности сведений, которыми располагал. Фрагменты карты были известны самарским историкам и краеведам очень давно. Впервые они были опубликованы в последней четверти 19 века в трудах саратовской ученой архивной комиссии. В конце 19–начале 20 века об этом писали самарские краеведы, вопрос поднимался периодически.
Когда-то нужно было поставить точку в споре, какой же именно год принять за начало отсчета. Существуют данные археологов, подтверждающие существование больших поселений. Обобщая все эти факты, мы имеем возможность поставить правомерный вопрос о возрасте Самары.
Да, русская крепость была основана в 1586 году, но поселение уже существовало. Возможно, оно было разорено во время нашествия Тамерлана, но, так или иначе, есть четко зафиксированный год, когда поселение Самар впервые упоминается на иностранных картах.
Казань, например, несколько раз увеличивала свой возраст; благодаря последнему пересчету она отметила свое 1000-летие. Одним из наиболее важных аргументов стала находка на территории Казани монеты чешского короля Вацлава II. Наши аргументы, как мне кажется, более весомы.
– Как копия карты появилась в Самаре?
– В 2006 году историки поставили вопрос о том, что неплохо было бы нам получить копию карты, а не рисованные фрагменты, которыми мы ранее располагали. На заседании созданной губернскими властями комиссии было принято решение обратится в Италию и получить копию карты 367 года. Итальянское правительство и коллеги наших архивистов спустя некоторое время прислали нам эту копию.
– Но для того, чтобы официально изменился возраст города, достаточно карты или же потребуются дополнительные доказательства?
– Я не думаю, что существуют какие-то критерии или разработаны методические пособие по этому вопросу. Москва определила свой возраст, исходя из первого упоминания в летописи. Для Казани достаточно было находки чешской монеты. Каких-то определенных параметров для того, чтобы определиться с точной датой появления не существуют. Тем не менее, нужны веские доказательства нашей точки зрения, ведь она будет лоббироваться на федеральном уровне. Если мы сможем аргументированно доказать, что карта – это то, что требуется, плюс получим подтверждение благодаря археологическим раскопкам – считаю, оснований будет более чем достаточно.
– Где вероятнее всего можно найти дополнительные подтверждения истинного возраста Самары? В какой части города нужно проводить археологические раскопки?
– Неплохо было бы провести раскопки на территории Самарского завода клапанов. Отсюда начиналась самарская крепость: не исключено, что там могут быть какие-то сюрпризы. Раньше раскопки там не проводились, поскольку это территория завода. Во всяком случае, последнее слово будет за археологами.
– Для чего менялся состав рабочей группы по изучению исторических материалов и определению даты основания Самары?
– Одна рабочая группа функционировала при губернаторе Контантине Титове, вторая – при нынешнем губернаторе Владимире Артякове. Очевидно, он посчитал нужным внести какие-то изменения. Я входил в прежнюю группу и вхожу в эту.
– Какой процент вероятности того, что Самара станет старше на 200 лет?
– 75%. Но это мое личное мнение.
– Изменение официальной даты рождения города повлечет за собой какие-либо затраты?
– Мы ведь практически не понесли никаких затрат с возвращением городу исторического названия. А энциклопедии и справочники издаются периодически, в них вносятся новые данные. Наоборот, возможно, будут выделены средства из федерального бюджета для того, чтобы Самара достойно отметила круглую дату.
– Александр Никифорович, в последнее время заметен рост интереса к истории...
– Это нормально, когда человек хочет знать прошлое своего города, своей страны и народа. Увлечение историей у нас набирает обороты. Но мы отстаем по части знаний, например, от поляков.
– Зато растет интерес к фашистской атрибутике. Только за последнее время в Самаре на таможне зафиксировано несколько случаев «переправки» немецких знаков и наград.
– Интерес ко Второй мировой войне закономерен, поскольку это самая тяжелая война в истории человечества, в которой Советскому союзу суждено было сыграть выдающуюся роль. Явление Третьего рейха, в свою очередь, заслуживает особое внимания – это было мощнейшее государство. Называть немцев фашистами, может быть, не совсем правомерно – они звали себя национал-социалистами. В нашем сознании много моментов остались на уровне штампов, созданных 20-50 лет назад. Сейчас пришла пора внимательно изучить факты истории.
Что касается немецкой атрибутики – нельзя воевать с экспонатами, которые принадлежат истории. Мы же не караем за орден Красной звезды, которые мог получить начальник концлагеря в 30-е годы. Немецкие награды во многом традиционны. Например, Железный крест был утвержден в 1813 году и считать его нацистской наградой только потому, что там изображена свастика, не стоит. У нас тоже был серп и молот на фоне земного шара: претензия на мировую революцию. А некоторые части Красной армии – калмыцкие, например, во время Гражданской войны вместо кокарды носили свастику. Свастику печатали и на российских деньгах.
– Россия сейчас упрекает латвийские и украинские власти в том, что они переписывают исторические факты. Насколько, на ваш взгляд, оправданы такие упреки с российской стороны?
– С Прибалтикой сложно. По сути, мы пришли к ним насильно. Хотя и были подготовлены условия для просоветского переворота, они воспринимали наши действия как оккупацию. Часть латышей и эстонцев воевали на стороне немцев против Советской Армии.
Что касается Украины, то нужно различать тех украинцев, которые входили в состав подразделений вермахта – полицаев, руками которых немцы осуществляли карательные акции, и бандеровцев, которые, по сути, были самой мощной силой, бросившей вызов гитлеровскому режиму. Начиная с 1942 года бандеровская армия воевала против немцев. На стороне немцев была часть украинских националистов во главе с Мельником.
Степан Бандера же был брошен немцами в концлагерь, его родственники расстреляны. В 1944 году пришли советские войска и бандеровцы, провозгласившие тезис: «Мы воюем против немецкого нацизма и советской тирании», переключились на войну с теми, кого на данный момент считали основным врагом. И началась длительная партизанская война украинской повстанческой армии и советских войск.
Украинско-повстанческое движение нельзя красить одной краской: когда идет война, зверства встречаются и той, и с другой стороны. А если мы будем оперировать только количеством жертв, то ничего хорошего из этого не получится.
– Хорошо, но как часто пересматривалась и менялась история Самары?
– В постсоветский период произошла переоценка ценностей. Яркий пример – чехословацкие легионеры 1918 года. Их считали оккупантами, называли белочехами. А они бы крайне удивились, узнав, что якобы выступали на стороне белых. Сейчас отношение совсем другое, стоит вопрос о создании памятника чешским легионерам в Самаре. Такие памятники в свое время были по всей России, в ряде городов они восстановлены.
Если разобраться, то ничего крамольного в создании памятника так называемым белочехам нет. Дело в том, что во время Первой мировой войны, когда Чехия и Словакия входили в состав Автро-Венгрии, славяне не захотели воевать с «русскими братьями» и сдавались нам в плен целыми частями. Из них был сформирован 60-тысячный корпус, который сражался в составе русской армии против австрийцев и немцев.
В 1918 году, когда был заключен Брестский договор, немцы потребовали «убрать» чехословаков с фронта. А поскольку чехи провозгласили себя частью французской армии и хотели и дальше сражаться с немцами за свободу своей родины, советское правительство предложило им уехать во Францию через Владивосток. Чешские эшелоны растянулись по огромной стране. И тут Троцкий издал приказ, согласно которому, всех чехов с оружием в руках надлежало расстрелять. Естественно, у всех чешских легионеров было оружие. В Пензе попробовали их разоружить – чехи взяли Пензу. Самарские члены разогнанного большевиками Учредительного собрания обратились к чехам с просьбой избавить Самару от большевиков.
Валериан Куйбышев, руководивший обороной города, при подходе чехов дважды дезертировал, слабые отряды красноармецев легионеры разбили, и 8 июля 1918 года в Самаре была провозглашена власть Комитета членов Учредительного собрания. На четыре месяца Самара стала столицей небольшевистских сил России. В момент вступления чехов в город были беспорядки. Их жертвами, в частности, стали председатель революционного трибунала Венцек и заведующий жилищным отделом Штыркин: толпа самарцев их просто растерзала.
– А это не «подкашивает» привычные, но, скажем, патриотичные представления? Мы ведь привыкли именно к другой истории.
– То, что Колчаку поставили памятник – это разве не «подкашивает»? Или тот факт, что были перезахоронены останки знаменитого генерала, командующего самарской народной армией, Владимира Каппеля? А то, что революция делалась на немецкие деньги?
– Получается, что истории верить нельзя?
– Идет процесс переосмысления истории не только в Самаре – во всей России. Этот процесс неизбежен. Когда мы перестанем менять по несколько раз на протяжении одного поколения свои убеждения, историю, знамя и конституцию – тогда нас будут уважать другие народы.
– Но как вычеркнуть 70 лет из истории? Ведь это были годы и страна, созданная на костях и крови народа. Вот даже музыка гимна осталась прежней...
– Зачем вычеркивать? Это опять-таки наша российская привычка – дубиной махать направо и налево. Что было, то было. В истории нет сослагательного наклонения. Я, например, думал, что все-таки возьмут другую музыку, с которой не связаны ни массовые репрессии, ни коллективизация. Но, видимо, были аргументы, который убедили тех, кто принимал решение, в том, что гимн следует оставить.
– Когда пересматриваются факты – история переписывается?
– Мы не переписываем историю, мы возвращаемся к истокам, к исторической правде. До тех пор, пока в России и Украине не будет объективно написана история русско-украинских отношений, так и будут звучать взаимные упреки. Сейчас нужно проанализировать прошлое, определить болевые точки и подвести черту. После чего развиваться вместе.
– Значит, история совсем не точная наука?
– История – это факты. А факты можно оценить по-разному. У истории есть три ипостаси, которые существовали, существуют и будет существовать. Есть история как относительно точная наука. Это достояние небольшой части научного сообщества, которое серьезно изучает события и знает, как все было на самом деле. Есть история как служанка политики. К сожалению, так будет всегда. Любой момент в истории можно по-разному представить. И есть третья история – народная. Она опирается всего лишь на несколько фактов, но именно они определяют самосознание и ментальность народа на многие столетия вперед. Остались, например, монгольское нашествие, победы над Наполеоном и Гитлером – такие моменты так и будут существовать в памяти народа, их не выкорчевать и не истребить.