Отныне городские власти не имеют права устанавливать правила отлова бездомных животных. Суд согласился с доводами прокурора Самары Рашида Бадалова и признал недействующим и незаконным постановление Виктора Тархова, в котором говорится о мерах борьбы с бродячими собаками. Теперь судьба «бомжующих» шариков и тузиков в руках областного правительства.
Ранее в законе «Об охране окружающей среды и природопользования в Самарской области» говорилось, что правила отлова бродячих животных устанавливают муниципальные власти. Однако с 13 июня 2007 года эти нормы отменены. «Таким образом, у органов местного самоуправления отсутствуют полномочия по утверждению нормативно-правовых актов, регулирующих порядок отлова бродячих животных», – говорится в сообщении облпрокуратуры. Но уже после того как соответствующую статью из закона исключили, Виктор Тархов принял нормы по обращению с бездомными собаками.
Как пояснил 63.ru Рашид Бадалов, согласно закону, устанавливать правила отлова бродячих животных должно областное правительство. Тот факт, что Виктор Тархов самостоятельно определил порядок обращения с бездомными собаками, прокурор назвал «самодеятельностью мэра». Соответственно, вся деятельность по борьбе с безнадзорными дворнягами, которая велась за последний год, является незаконной. Устанавливать новый порядок в части отлова собак предстоит губернскому министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды, возглавляемому Дмитрием Азаровым.
Правила, принятые Тарховым, многие считали гуманными. Основным методом регулирования численности животных без определенного места жительства была заявлена стерилизация. Для сравнения – при Лиманском друзей человека просто душили в газовых камерах. Однако через некоторое время у людей стали возникать сомнения в гуманности новой программы Тархова. Выяснилось, что большинство отловленных собак все равно умерщвляются, пусть и более человечным способом – с помощью инъекции.
Также специалисты обратили внимание на то, что метод стерилизации, используемый в Самаре, является одним из наиболее болезненных, хотя и сравнительно дешев. Кроме того, стерилизованная таким методом сука, хоть и не может размножаться, но все-таки привлекает к себе кобелей, так как течка у нее не прекращается. Поэтому стаи одичавших тузиков и шариков продолжают разрастаться. Еще один недочет – отловленных животных после операции зачастую не возвращали на прежнее место жительства, а бросали на помойках.
«Может быть, этот порядок и гуманный, но применялись эти меры неправильно. По какой-то причине в лесах от Управленческого до Сорокиных Хуторов встречается очень много собак с обрезанными ушами – это отличительный признак стерилизованных животных. Видимо, их просто не довозили до города, хотя по правилам должны были вернуть на то место, где поймали. По логике людей, работающих там, выгоднее сэкономить топливо и не «заморачиваться» – бензин дороже жизни, пусть даже и собачьей», – сообщил 63.ru один из активистов экологической организации, пожелавший сохранить анонимность.
Впрочем, при принятии решения суд руководствовался не этими фактами, а буквой закона. Содержание правил в данном случае значения не имело. Основной вопрос – каким будет новый порядок отлова животных?
«Претензии прокуратуры были не по содержанию документа. Поэтому могу предположить, что ничего принципиально не изменится», – считает сопредседатель Международного социально-экологического союза Сергей Симак.