В пятницу, 7 ноября, пакет президентских законопроектов о противодействии коррупции прошел в Госдуме первое чтение. Проект антикоррупционного закона разрабатывается в Самарской области на протяжении уже полугода. Однако областные парламентарии все же решили дождаться решения московских коллег и принятия аналогичного федерального закона. Новый законодательный акт может быть представлен на заседании регионального кабинета министров уже в текущем месяце.
Депутаты губдумы провели в стенах СГД круглый стол на тему «О проекте закона Самарской области «О противодействии коррупции». Парламентарии, а также представители силовых ведомств и общественных организаций выделили несколько направлений в работе над поправками к областному закону и дополнений и в федеральный закон.
По данным статистики, в России взятки дают 34 миллиона человек. В текущем году за преступления, так или иначе связанные с коррупцией, к уголовной ответственности были привлечены около 200 мэров городов и глав районных администраций. Россия находится на 147-м месте из 180 в мировом рейтинге коррумпированности.
По словам заместителя руководителя департамента по вопросам общественной безопасности Самарской области Валерия Золотарева, каждый второй житель Самарской области считает, что уровень коррупции за последние годы возрос, а 31% населения полагает, что он вырос существенно.
В принятом 7 ноября в первом чтении антикоррупционном пакете нормативных актов, предложенных президентом РФ, основной акцент делается на формирование в обществе «нетерпимости к коррупционному поведению». А достичь этого планируется путем пропаганды, ужесточения контроля за чиновниками и руководителями всех уровней, и по мнению областных парламентариев, в первую очередь совершенствованием законодательства.
Основной документ пакета, закон «О противодействии коррупции» – дает определение самому термину коррупции, которого до сих пор не было в отечественной законодательной практике, что в какой-то степени тоже потворствовало злоупотреблениям, так как без четкого понятия нет и неотвратимой ответственности. Кроме того, закон устанавливает дополнительные требования по отношению к чиновникам. Например, есть пункт, обязывающий отчитываться о доходах не только самих чиновников, но и членов их семей, регламентируется система подарков, ужесточается уголовное наказание за злоупотребления полномочиями. Определен механизм привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения и в отношении юридических лиц. Принята и поправка, согласно которой подарки государственным чиновникам на сумму свыше пяти тысяч рублей ($185) будут переходить в собственность государства.
Вместе с тем депутат Самарской губернской думы Наталья Боброва полагает, что высокий уровень коррупции в нашей стране, и в частности в Самарской области связан со слабой законодательной властью. «Наши депутаты сильно зависят от исполнительной власти, отсюда и все существующие проблемы. Это все равно, что доверить пасти овец волку. Вся борьба с коррупцией – это контроль над исполнительной властью, и осуществлять его должны не вновь созданные комиссии, а четкое законодательство», – считает депутат.
С мнением Натальи Бобровой согласен и руководитель следственного управления следственного комитета при прокуратуре России по Самарской области Виталий Горсткин. По его словам, необходимо сузить и конкретизировать полномочия госслужащих, начиная от чиновников муниципального и районного масштаба и заканчивая руководителями крупных федеральных структур.
«Наша законодательная система слишком «гуттаперчевая». И позволяет толковать себя по-разному, ссылаясь на неточности и всевозможные дополнения. В итоге есть множество лазеек в законодательстве, которыми и пользуются многие недобросовестные чиновники», – отметил господин Горсткин.
У большинства госслужащих нет четкого понимания своих должностных инструкций. «Чиновники часто не понимают, что можно, а чего нельзя делать. И их обязанности нигде четко не прописаны. Поэтому зачастую и привлечь должностное лицо к ответственности, за исключением главы муниципалитета, бывает не так просто», – считает исполняющий обязанности начальника УБЭП ГУВД по Самарской области Алексей Фролов.
Теперь у депутатов губдумы остается не так много времени, чтобы внести поправки в областной законопроект, после того, как они «сверили часы» с федеральным центром. Однако планируется, что уже в ноябре областной антикоррупционный закон будет представлен на заседании областного кабинета министров.